Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

«Золотая репка» под парусами

Фестиваль-лаборатория театров для детей «Золотая репка» в этом году в буквальном смысле поднял паруса. «Репка» открылась в субботу музыкальным спектаклем РАМТа по повести Грина. В понедельник эстафету принял Кировский ТЮЗ «На Спасской», сыгравший в Драме свои «Алые паруса». Второй истории поверить оказалось легче, чем первой.

Который год на «Репке» обсуждается проблема детских спектаклей большой формы, и отборщики (Михаил Бартенев и Олег Лоевский) сетуют, что легче найти десяток хороших камерных постановок в программу фестиваля, чем одну достойную для его открытия на большой сцене. В этом году организаторы изобретательно вышли из положения, построив программу вокруг трех разных версий «Алых парусов» Грина. Для профессионалов на этой «Репке» есть интрига в том, чтобы сравнить три постановки по одной и той же повести. Для зрителей на открытие привезли зрелищную музыкальную мелодраму – будь ты «хоть негром преклонных годов», а все равно растрогаешься, когда Ассоль наконец-то сможет обнять своего Грея.

Музыку к спектаклю, поставленному худруком РАМТа Алексеем Бородиным, написал Максим Дунаевский, драматурги Михаил Бартенев и Андрей Усачев вольно интерпретировали повесть Грина, а художник Станислав Бенедиктов придумал декорацию в виде огромного проржавевшего куска металла, выгнутой формой напоминающего кусок корабельного корпуса. Купить билеты на мюзикл многие поспешили заранее. Самарская публика, заполнившая зал Театра драмы до отказа, осталась в восторге и устроила овацию актерам.
РАМТ, один из лучших на сегодня театров, ставящих в нашей стране для детей, показал во всех смыслах слова типичный мюзикл, со всеми плюсами и минусами этого жанра. Со схематичным сюжетом и клишированными приемами, но тем не менее обаятельный именно в этой своей незамысловатости и наивности.

Бартенев и Усачев написали музыкальную мелодраму с неплохими текстами песен, изрядно переделав при этом Грина. Ассоль у них четыре года не сходит с маяка, чтобы не пропустить свои алые паруса. Спектакль целиком и полностью сконцентрирован на ней, Грея почти нет: играющий его Александр Рагулин появится только в финале, чтобы вымочить паруса в красном вине, спеть дуэтом с Ассоль, повиснув на канатах в красивой и бессмысленной в своей предсказуемости сцене.

Ассоль в РАМТе играют Рамиля Искандер и Александра Розовская, дочь драматурга и режиссера Марка Розовского, известная работами в РАМТе и ролью Кати Татариновой в «Норд-Осте». В Самару приехала именно Розовская. Она играет совсем не тот типаж, что Вертинская в знаменитом фильме. У Розовской Ассоль – пацанка, девчонка в леггинсах из двора, поверившая в неосторожно рассказанную сказку. С этой дворовой девчонкой мог случиться драматичнейший поворот. В противовес никак не прописанной линии Грея драматурги подробно придумали историю сына трактирщика, Меннерса-младшего (Денис Баландин). Впрочем, в его истории, как и в сюжете в целом, не хватает некоторой складности. С одной стороны, сын трактирщика оказывается вовсе не таким негодяем, как отец, загубивший мать Ассоль. Младший Меннерс любит Ассоль и даже в какой-то момент чуть не срывается в морское плавание. Зрители, склонные домысливать сюжет наперед, тут же все поняли: парень сейчас уплывет и вернется Греем. Не тут-то было – в самый неподходящий момент в Меннерсе, видимо, восстали гены, и он чуть не женился на Ассоль, шантажируя ее освобождением из тюрьмы отца.

В фабуле есть и другие нестыковки и очень странные места – например, пару раз восстает из мертвых трактирщик. Но в мюзикле, в конце концов, не это – самое важное. В «Алых парусах» Дунаевского музыку слушать приятно (хотя иногда в ней угадываются знакомые мелодии), а пение – вполне можно, то есть поют актеры так, как положено драматическим артистам – кто-то хуже, кто-то лучше. Дунаевский построил музыкальную часть на хоровых партиях, благодаря которым спектакль изобилует массовыми сценами, часто танцевальными.
И за эти зажигательные хоровые сцены и танцы в матросках, за огромное красное полотно, накрывающее ряды кресел в финале (над всеми простерся алый парус), за то, что хозяйка притона и жители Коперны, так уверенно певшие «Что смотреть в это море? Что смотреть в это небо?», оказались посрамлены - зрители готовы не замечать в спектакле мелких недоразумений. Музыкальная сказка у РАМТа состоялась – чего же боле.

Про чтение

Совсем иначе выглядели вторые «Алые паруса» в программе фестиваля — спектакль Кировского ТЮЗа «На Спасской». Худрук театра Борис Павлович показал, что по знакомой с детства повести можно поставить что-то еще, кроме душещипательного мюзикла. В Кирове сделали спектакль про чтение. Про то, как культовую для многих поколений романтическую повесть читают сегодняшние подростки. Театр не отрабатывает сюжет через наросшие на него штампы, а пытается свежим взглядом оценить старый текст. Часть постановки вообще не имеет прямого отношения к сюжету «Алых парусов». Молодые актеры, одетые в белое, выходят на авансцену и говорят «от себя» - про первую поездку на море, про единственный кадр из хрестоматийного фильма с Вертинской, оставшийся в памяти, про страхи, связанные все с тем же морем. Часть повести пересказывают так же — своими словами, в разговоре, с усмешками и комментариями. Где-то читают текст Грина, в «пиковые» моменты цитаты даже проецируются на белый задник, поднимающийся, как парус. Где-то начинают играть, и в этой части есть настоящие режиссерские удачи. Одна из них — страдательный монолог Ассоль с яблоком во рту. Полноватая девушка в отчаянии садится на пол и начинает в слезах жаловаться на то, как трудно ждать принца, одновременно большими кусками откусывая яблоко. Монолог от этого становится неразборчивым, а сцена — пронзительной до слез и смеха одновременно.

Другой такой же удачей стала сцена в лесу, когда Грей надевает на палец спящей Ассоль кольцо. У Павловича четыре Ассоли (по числу актрис спектакля) нетерпеливо протягивают руки четырем Греям. В эти моменты режиссер точно схватывает наше сегодняшнее отношение к истории про принца под алыми паруса: и трогательно, и смешно — а ведь все равно хочется верить, как ни крути. Грин, может быть, и не великий писатель в том, что касается стиля, но когда из «Алых парусов» берут одну только сюжетную линию, все обаяние истории пропадает. И спектаклю, поставленному, как чтение книги, веришь гораздо больше, чем эффектным мюзиклам.

Когда верстался номер, зрители увидели еще один музыкальный спектакль, на этот раз Самарского театра драмы. Об этой постановке на музыку Фаустаса Латенаса наша газета писала три года назад, после премьеры.
А «Золотая репка» будет идти еще два дня. Сегодня и завтра Сахалинский международный театральный центр им. Чехова покажет спектакль Юрия Алесина «Побег из космоса» и сказку «Свет-Луна» в постановке Даниила Безносова. Сегодня же итальянский театр «AteliercuncheoN» сыграет спектакль «Плате… Средиземноморская утопия», а петербургский курс режиссера Анатолия Праудина покажет несколько эскизных постановок. Завтра Patchwork Family (Международный проект АССИТЕЖ) сыграет театральное реалити-шоу «Супергерой».




Комментарии

Марина Дмитревская, театральный критик, главный редактор «Петербургского театрального журнала»:
То, что «Алые паруса» так востребованы в сегодняшнем театре — это симптом. В подлые времена зрители особенно хотят высокого, чистого и романтического. История про принца и мечту везде идет на аншлагах. Но этот материал всегда был очень рискованным. Что-то парфюмерно-кондитерское, с обложки конфет, из них сооружает «на раз». Мне кажется, что сегодня театр должен искать в этой сказке что-то, что позволит поверить в нее современному зрителю.

Татьяна Тихоновец, театральный критик (Пермь):
- Мне показалось, что в «Алых парусах» Павловича сами «Алые паруса» - только повод. Для меня самым ценным здесь был вербатим, то, что рассказывают о себе актеры. Мне кажется, это спектакль о трагизме жизни, который очень остро воспринимается в юношеском возрасте, а потом жизнь распыляет его. В спектакле есть несколько острых моментов, в которые миф переворачивается. Мы привыкли, что Ассоль — это Анастасия Вертинская, а здесь нам показывают, что любая девочка — Ассоль.

Ксения Аитова

Волжская коммуна - 14 сентября 2012




Читайте также

Я люблю… ходить на полупальцах и выдыхать буквы // «Вятский наблюдатель». - 14 декабря 2013. № 50 (755). Мэри Лазарева.

ZDвиг произошёл: повеяло крепким мужским духом // «Вятский наблюдатель». - 24 мая 2013. № 21 (778). Мэри Лазарева.

Zdвиг. И немного нервно. // «Бизнес Новости». - 19 мая 2013. № 20 (229). Елена Окатьева.

Про что танцует четвёртый ZDвиг? // «Вятский наблюдатель». - 17 мая 2013. № 20 (777). Мэри Лазарева.

Крутятся диски // «Бизнесс Клас». - 25 апреля 2013. № 4.


   

В

In

In

In

In