Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

Мне выпал счастливый билет

Актриса Театра на Спасской Марина Карпичева удостоена национальной актёрской премии «Фигаро» имени Андрея Миронова. Это заслуженная награда за блистательные роли и верность родной сцене, которой она служит больше 35 лет.

Марина КарпичеваНаша встреча состоялась незадолго до Международного дня театра, но разговор зашёл не только о радостных событиях, но и о проблемах… 

— Марина Дмитриевна, как вы восприняли известие о вручении премии Миронова? Почувствовали себя звездой, оказавшись в одном ряду с Олегом Табаковым, Юрием Стояновым?

— Да какая я звезда? Это была абсолютная неожиданность, я даже не знала про премию «Фигаро». Она совсем молодая, её вручают третий раз, но круг номинантов уже расширяется, на неё стали приглашать провинциалов вроде меня. Учреждена премия по инициативе Рудольфа Фурманова, руководителя театра «Русская антреприза им. Андрея Миронова» в Петербурге. Он был дружен с Андреем и его семьёй, после смерти актёра организовал этот театр, в 2010-м учредил премию, чтобы чтить таким образом память Миронова. Лауреатов награждают фарфоровой статуэткой — Миронов в образе Фигаро, это последняя роль, которую он сыграл. Поскольку семья Миронова коллекционировала фарфор Императорского завода, там и заказывают эти статуэтки.
Сначала премия «Фигаро» считалась актёрской, но потом появились и другие номинации. В этом году «За служение русскому репертуарному театру» награждены режиссёры Лев Додин, Валерий Фокин; Эмир Кустурица — «За вклад в мировую культуру». Меня включили в актёрскую номинацию «Лучшие из лучших». Думаю, я попала в поле зрения оргкомитета, потому что Театр на Спасской стал чаще выезжать на фестивали в Питер и другие города. Мы на слуху и на виду, критики наверняка меня запомнили по «Толстой тетради», которая была номинирована на «Золотую маску».
Мне просто выпал счастливый билет, потому что есть много талантливейших и достойнейших актёров, гораздо достойнее меня. На награждении я волновалась ужасно и в ответной речи пожелала «Фигаро» процветания и долголетия, чтобы провинциальные актёры как можно больше получали наград. 

— Среди театральных и киноролей Андрея Миронова какая вам особенно близка?

— Кроме блистательных комедийных ролей, мне он больше всего нравится в фильме «Мой друг Иван Лапшин». Миронов, талантливый и разносторонний актёр, пошёл по комедийной стезе, а режиссёр Алексей Герман не побоялся дать ему такую серьёзную роль.

Дома — лучше

— Вы с 1976 года не изменяете Театру на Спасской. Это облегчает или усложняет работу?

— Поскольку у меня нет другого опыта, сложно ответить на этот вопрос. Думаю, есть свои плюсы и минусы. Но плюсов больше, потому что Театр на Спасской — это действительно мой дом. Если надо было что-то менять, то в молодости, сейчас уже невозможно, да и нет желания. Меня устраивает мой театр, здесь замечательно ко мне относятся, роли получаю хорошие, хоть и не так часто, как раньше. Но это естественно, ведь театр молодёжный. На днях играли премьеру спектакля «Камень» на малой сцене. У меня очень сложная роль, намного напряжённее, чем в «Толстой тетради». Я сижу весь спектакль без движения на жёстком стуле, так что ноги сводит. «Камень» — пьеса современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга — впервые поставлена на российской сцене. В ней не столько затронута тема войны, сколько памяти, предательства, возмездия, прощения.

— Как по-вашему, кировская публика чем-то отличается от другой? Изменился ли зритель за последние годы?

— Если сравнивать зрителей в разных регионах, я не чувствую особой разницы. «Толстую тетрадь» везде хорошо принимают. Для меня не столько важно, перед кем играть, важно — где. Одно дело выступать на своей сцене, другое — выносить спектакль на чужую. Это более ответственно.
Детская аудитория примерно везде одинакова. Худрук Борис Павлович за время работы в Кирове организовал вокруг нашего театра молодёжную аудиторию, которая знает и любит театр, постоянно ходит на спектакли, и это радует. 

— Современный театр настолько приближен к жизни, что актёры матом говорят со сцены. Вы не считаете, что это перебор?

— К мату я плохо отношусь. Другое дело, что есть театры (например, московский Театр.Doc Михаила Угарова) и спектакли, в которые мат входит как неотъемлемая структура. Но они рассчитаны на специального зрителя, который всё поймёт и может оценить. А когда матерятся просто так, ради «красного словца», это выглядит не-естественно и всегда коробит, особенно на большой сцене в репертуарном театре.

— Три театра на полумиллионный город Киров — это много или мало? Одно время шли бурные обсуждения, нужен ли нам оперный театр…

— Я считаю: три театра — это нормально, у каждого из них своя аудитория, мы не мешаем друг другу. Зато нам мешают гастролёры, которые снимают денежную пену, портят вкус зрителей, и без того подпорченный за последние годы на фоне общего падения культуры. Они привозят спектакли-однодневки низкого пошиба, но от этого никуда не денешься — мы недалеко от Москвы, для гастролёров это удобно.
А про оперный театр я даже говорить не хочу — это просто абсурд. Борис Павлович с губернатором серьёзно полемизировал на эту тему и отстоял свою позицию.

Зарабатывайте как хотите

— Как сегодня живётся актёрам на бюджетном пайке? Учителям и врачам хотя бы обещают поднять зарплаты до средних по экономике региона.

— Во все времена актёрам жилось тяжело, особенно провинциальным. Им, в отличие от столичных, и подзаработать негде: не снимешься в сериале, на рекламе не разбежишься. Особенно трудно молодым, которые крутятся, как белка в колесе. Сколько бы зарплаты ни прибавляли, они как были, так и остались копеечными. 10 тысяч для молодого актёра — это разве деньги, особенно если у него семья, дети?

— В верхах говорят о том, что слишком много в России репертуарных театров, накладно их содержать. Что вы думаете по этому поводу?

— Это очень болезненная тема. Вообще, не люблю я эти разговоры, дело актера — играть, а не разговаривать. Но судя потому, с какими темпами в здравоохранении и образовании проходит вся эта реструктуризация, оптимизация, централизация и проч., вполне возможно, что очень скоро доберутся и до нас. Переведут репертуарный театр на антрепризные рельсы — и зарабатывайте как хотите. И будут труппы кататься по городам и весям, чтобы где-нибудь урвать денег. Всё к этому идёт. А уж если оптимизация культуры начнётся, тут мы не только сядем, но и ляжем, и закопаемся.
Если театры на уровне центра никто не отстоит, ничего на местах мы сделать не сможем ни забастовками, ни голодовками — бесполезное дело! За это надо биться, костьми лечь. Если найдутся такие люди, значит, отстоят. Не найдутся — можно крест ставить на культуре.

Татьяна Калинина

Аргументы и факты - 20 марта 2013




Читайте также

Я люблю… ходить на полупальцах и выдыхать буквы // «Вятский наблюдатель». - 14 декабря 2013. № 50 (755). Мэри Лазарева.

ZDвиг произошёл: повеяло крепким мужским духом // «Вятский наблюдатель». - 24 мая 2013. № 21 (778). Мэри Лазарева.

Zdвиг. И немного нервно. // «Бизнес Новости». - 19 мая 2013. № 20 (229). Елена Окатьева.

Про что танцует четвёртый ZDвиг? // «Вятский наблюдатель». - 17 мая 2013. № 20 (777). Мэри Лазарева.

Крутятся диски // «Бизнесс Клас». - 25 апреля 2013. № 4.


   

В

In

In

In

In