Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
E-mail
  Пароль
Регистрация   Забыли пароль?

Афиша Команда Команда О театре Пресса Архив
Сезоны


"А напоследок я скажу..."

В Театре на Спасской прошла премьера последнего «большого» спектакля Бориса Павловича на вятской сцене - «Над кукушкиным гнездом» по роману американского писателя, идеолога битников и хиппи Кена Кизи.

Павлович, наверняка, всё знал еще прошлой осенью, когда только решил взяться за постановку по книге Кена Кизи. Знал, что через год уедет-таки из Кирова, что его отъезд наделает шума и будет активно обсуждаться, что этим спектаклем он станет прощаться с вятским зрителем и показывать класс напоследок. Уж очень символичным и эффектно-прощальным получился финал: главные герои закуривают на краю сцены и смотрят вслед тому, кто решил бросить вызов системе, поменять и оставить то, что было раньше.

Свобода или несвобода?

На самом деле в России лучше знают кино, снятое Милошем Форманом, чем книгу. Действие «Пролетая над гнездом кукушки» происходит в американской психушке. Практически все пациенты лечатся здесь добровольно (американцы, как мы знаем, вообще очень любят обращаться к психологам в любой непонятной ситуации): утром на зарядку с мишкой-тэдди, днем - на групповую терапию к старшей медсестре... Азартные игры, просмотр бейсбола по ТВ и прочие радости жизни - под строжайшим запретом. Радио орет на полную катушку, и убавлять громкость тоже нельзя: у некоторых пациентов проблемы со слухом, но и они должны слышать позитивные ритмы.
Всё это оказывается не очень по душе рецидивисту Рэндлу Макмерфи, который попадает в больницу вместо тюрьмы (суд решает, что он - душевнобольной, и после очередного преступления направляет товарища не на нары, а - в «желтый дом»). Дальше мы имеем удовольствие наблюдать почти полуторачасовой поединок Макмерфи и старшей медсестры. Кто кого: жесткая система или одиночка-выскочка? Каменная стена или кулак? Жизнь в строгих рамках или возможность выйти за них? Свобода или несвобода, наконец?
Побеждает, как это всегда и бывает, система. Хотя победа из зрительного зала выглядит относительной. Макмерфи в финале поединка погибает, но его пример - заразителен: еще один из «отдыхающих» в дурдоме - здоровяк по прозвищу Вождь выносит зарешеченное окно, вырывается на свободу и удирает. В зале гаснет свет - и все исчезает: декорации, люди, сидящие на краю сцены, а затем и огоньки от их сигарет...

«Мы с Тамарой ходим парой»

Интересно, что спектакль начинается за полчаса до заявленных в афише 18-00. Сначала в фойе, а потом и по театральному залу бродят санитары и санитарки в белых халатах. Катят перед собой медицинские тележки. Внимательно смотрят на пришедших, хотя, как и положено работникам дурдома, сохраняют исключительное спокойствие. Еще, если что, они готовы прийти на помощь зрителям - найти свое место в зале (согласно купленным билетам) например. Ну а тех, кто пытается пристроиться у сцены с фотоаппаратами на шее, похлопают по плечу: «Съемка в «медицинском учреждении строго запрещена!»
К моменту уже «официального» начала спектакля зритель успевает привыкнуть не только к санитарам, но и к тому, что он тоже живет в придуманной режиссером (и талантливым художником Еленой Авиновой) декорации.
В главной роли - Александр Королевский. Еще год назад в интервью «ВК» он говорил о роли Макмерфи как о своей самой давней мечте. Сомневался: получится или нет? Все-таки, когда долго о чем-то мечтаешь и когда это наконец случается, всё часто бывает несколько иначе, чем ты это себе представлял...
Получилось. В том смысле, что Королевский сыграл одну из своих лучших ролей. Так же как и Павлович поставил один из своих лучших спектаклей.
Наверное, имеет смысл не откладывать это дело далеко и посмотреть спектакль как можно раньше (следующий показ - 27 октября), пока кураж не прошел, пока состав сыгран и каждый актер - на своем месте. Ведь одной из 19 причин своего отъезда из Кирова (их при желании можно найти на странице главрежа в Фэйсбуке) Борис Дмитриевич называл именно текучку актерских кадров и, как следствие, необходимость ввода новых актеров на чужие роли. Увы, вместо работы над новыми хорошими спектаклями.

Борис Павлович: куда дальше?

Ответ на этот вопрос Борис Павлович пока не дает.И даже намеков не делает. Приходится додумывать и читать между строк. Например, в недавнем большом интервью журналу «Театрал», которое Борис дал вскоре после новости о своем будущем отъезде.
«Я прекрасно понимаю, что легко найду себе работу, - сообщил главреж. - Конечно, не хотелось бы становиться странствующим режиссером. Мне было бы интересно заниматься урбанистикой и работать с формированием горизонтальных субкультур. Я сферу своих интересов вижу в городской социологии...»
Не очень понятно, конечно. Но для интересующихся - хоть что-то. Кстати, как он сам сообщил, планирует Борис Дмитриевич продолжать работу и с подростковой аудиторией, а также с педагогами. Но уже не в Кирове.

Михаил Смирнов
"Вятский край". - 27 сентября 2013. - № 147.





Статьи 78 сезона

Последний спектакль: что останется в Кирове после Павловича // "Навигатор". - 02 сентября 2013. № 34 (191). Светлана Тетенькина.
Режиссер Борис Павлович: «Я главный волонтер Кировской области» // "Театрал". - 04 сентября 2013. Татьяна Власова.
Сезон открывает премьера // "Вести-Киров". - 17 сентября 2013. № 80 (1952). Юлия Ионушайте.
«Кукушкин» взгляд // "Бизнес Новости". - 23 сентября 2013. Елена Окатьева.
Прощальный полёт // "Новый вариант". - 26 сентября 2013. № 38 (656). Ольга Салтыкова.
Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего // "Geometria.RU". - 21 октября 2013. Ирина Агадзе.
В Сыктывкаре начались гастроли кировского Театра на Спасской // "Независимая газета Республики Коми". - 25 октября 2013. Мария Сакаева.
Привитые от пошлости // "Независимая газета Республики Коми "Красное Знамя"". - 26 октября 2013. Мария Сакаева.
Борис Павлович: «Не рождается сейчас национальная идея...» // "Интернет-журнал "7х7". Республика Коми". - 25 октября 2013. Елена Соловьёва.
Коллаж - простор для фантазии // "Новый вариант". - 31 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
Калейдоскоп из слов // "Новый вариант". - 17 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
GEOMETRIA: о премьере спектакля "Кукольный дом" // "GEOMETRIA". - 06 ноября 2013. Ирина Агдзе.
Владимир Жданов: «Сыктывкару, Кирову и другим провинциальным городам не хватает интеллектуалов» // "Независимая газета Республики Коми "Красное Знамя"". - 01 ноября 2013. Мария Сакаева.
Последний Павлович // "Новый вариант". - 14 ноября 2013. № 45 (663). Татьяна Бушмелева.
Дом, который построил... // "Кировская правда". - 15 ноября 2013. № 45 (663). Елена Грачёва.
В мире дверей: мужчины и женщины в поисках выхода // "Вятский наблюдатель". - 15 ноября 2013. № 46 (803). Мэри Лазарева.
Самая новогодняя сказка // "Новый вариант". - 05 декабря 2013. Ольга Салтыкова.
Война с мышами началась из-за Королевского... сыра // "Вятский наблюдатель". - 06 декабря 2013. Мэри Лазарева.
И это всё о ней // "Новый вариант". - 19 декабря 2013. Татьяна Бушмелева.
«Щелкунчик». Перезагрузка // "Кировская правда". - 20 декабря 2013. № 146 (25297). Елена Грачёва.
Свежая театральная кровь // "Бизнес Новости". - 09 февраля 2014. № 5 (266). Елена Окатьева.
Два дня экспериментальной режиссуры и три незабываемых спектакля // "Новый вариант". - 13 февраля 2014. № 6 (675). Ольга Салтыкова.
«Театр на Спасской» на 3 дня стал домом для режиссерской лаборатории // "Космомольская правда". - 17 февраля 2014. Юлия Беднякова.
Три премьеры за два дня // "Вести. Киров". - 14 февраля 2014. № 12 (1999). Наталья Владимирова.
Когда эскиз лучше картины // "Вятский наблюдатель". - 14 февраля 2014. № 7 (816). Мэри Лазарева.
Добро пожаловать в Тили-мили-трямдию! // "Новый вариант". - 20 марта 2014. № 11 (680). Яна Левицкая.
И худой мир лучше войны // "Вятский наблюдатель". - 21 марта 2014. № 12 (821). Мэри Лазарева.
Возвращение волшебной страны // "Вести. Киров". - 26 марта 2014. № 23 (2010). Наталья Владимирова.
Юлия Батурина: «Пьеса – это скрипка для режиссера» // "Новый вариант". - 17 апреля 2014. № 15 (684). Юлия Ионушайте.
Трудный возраст // "Бизнес Новости". - 27 апреля 2014. № 16 (277). Елена Окатьева.
Эволюция «Отрочества» // "Новый вариант". - 30 апреля 2014. Юля Ионушайте.
Место, где свет // "Вятский край". - 26 апреля 2014. № 57. Михаил Смирнов.
«Отрочество» Толстого перевели на язык театра // "Newsler.ru". - 15 мая 2014. Марина Куклина.
«Отрочество» под хруст чипсов // "9.RU". - 28 апреля 2014. Елизавета Караваева.
Я не хочу в Москву! // "Вятский наблюдатель". - 02 мая 2014. № 18 (827). Мэри Лазарева.
«Я не знаю, я не взрослый, мне так легче…» // "Вятский край". - 17 мая 2014. № 65. Николай Пересторонин.
Каким будет новый сезон? // "Новый вариант". - 22 мая 2014. Татьяна Бушмелева.
В ожидании нового // "Новый вариант". - 19 июня 2014. № 24 (693). Татьяна Бушмелева.

Список статей

Комментарии

Здесь пока никто ничего не писал

Писать сообщения могут только Зарегистрированные и Авторизированные пользователи.
Яндекс.Метрика