Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
E-mail
  Пароль
Регистрация   Забыли пароль?

Афиша Команда Команда О театре Пресса Архив
Сезоны


Привитые от пошлости

В минувшую пятницу, 25 октября, в Сыктывкаре завершились короткие гастроли Кировского ТЮЗа Театра на Спасской. Труппа под руководством режиссера Бориса Павловича, известного талантом взрывать провинциальность, показала комедию Мольера «Тартюф». Посетившие днем ранее «Мифы Древней Греции» еще раз убедились, что на спектаклях кировчан скучно не бывает. Внимание зрителей они удерживают всем известными театральными составляющими – игрой, представлением, декорациями, костюмами. Секрет кировской команды кроется в умении сочетать эти пазлы. В результате артистам не стыдно за работу, а зрителям не жалко потраченного времени и денег. 

Текущая неделя ознаменовалась обменными гастролями между Коми и Кировской областью. Театр на Спасской был Сыктывкаре аж в 1993 году. Наш драмтеатр представил кировчанам пастораль «Романтики» и «Трям, здравствуйте!» для детей. А в это время сыктывкарцы и гости столицы наслаждались постановками Бориса Павловича, который накануне приезда по скайпу ответил на вопросы «Красного знамени».

Без жалости


За семь лет пребывания на посту худрука ТЮЗа, который был основан еще в 1930-х годах, он наделал много шума в Кирове. Артисты и многочисленная команда художников, костюмеров и других создателей театрального действа создали театр, интересный зрителям. Разных возрастов, вкусов и пристрастий, но объединенных желанием смотреть хорошие спектакли и наслаждаться качественной драматургией. Определяя театр как авторский или документальный, Павлович не ставил целью шок и провокацию. Три постановки показали, что в Театре на Спасской служат люди с хорошим вкусом и высокой долей ответственности перед зрителем.
Постановщик заставил артистов и в «Тартюфе» постоянно двигаться, использовать подручные предметы. Стулья и столы, юбки и шляпы, щипцы для завивки волос и шиньоны – все идет в ход. Над пластикой работала Ирина Брежнева. Она поняла задачу режиссера – удерживать внимание зрителя, исключить провисание мизансцен. В итоге, в спектакле нет лишних жестов или движений невпопад.
 

На сцене - минимум декораций. И все несут определенный смысл. Например, подвешенные огромные плащи священнослужителей. Напомним, что Тартюф пленил сердце Оргона своим благочестием и набожностью. Время от времени плащи превращаются в шатры, скрывающие героев как будто бы в небытие. Над костюмами работали основательно, причем не только художники по костюмам, но дизайнер по головным уборам и обувных дел мастер. Тщательная работа с музыкой и светом - известная визитная карточка постановок Павловича. Важно отметить, что форма не подменяет содержание: в каждом эпизоде проявляется режиссерский почерк и актерское перевоплощение.

Без пошлости


Комедии Мольера – находка для любителей дешевых приемов и пошлых выходок на сцене. Современные горе-режиссеры и артисты невысокого полета найдут, где разгуляться. Взять хотя бы сцену соблазнения Тартюфом госпожи Пернель. На третьем спектакле подряд у нашего корреспондента сложилось впечатление, что труппа театра на Спасской в свое время сделала прививку от этой театральной эпидемии. Вакцину изобрел, конечно же, Борис Павлович. Так, во втором действии "Тартюфа" появились все необходимые атрибуты для картин в жанре «ниже пояса». Огромный стол, пышные юбки на даме и вожделеющий кавалер.
Если «Мифы Древней Греции» имеют просветительскую задачу, то «Тартюф» заставляет зрителя заглянуть внутрь самого себя. Из казалось бы легкой комедии Мольера, которую проходят в 8-9 классах средней школы, кировчане создали глубоко психологическое произведение. Поводов для смеха там почти нет - зато много предметов для размышлений. Главный герой в исполнении Владимира Жданова настолько мерзок, что уже через несколько минут питаешь к Тартюфу только отвращение. В трактовке постановщика Тартюф не просто хитрец и плут. Он коварный змей-искуситель и юродивый, грешник и кающийся. Режиссер заставляет героя то ползать по полу, подобно ужу, то целовать ноги своему покровителю, то кривляться под американскую музыку, то молиться небесам под звуки органа. Режиссер безжалостен к главному герою: нет в нем ни одной положительной черты, за которую можно было бы зацепиться.

Без статики


Комедии Мольера, незатейливые на первый взгляд, довольно сложны для артистов. Стихотворный текст почти не оставляет пространства для экспромта - нужно знать все назубок. Знакомые с репертуаром театра знают, что Павлович – не любитель длинных статичных постановок в духе русской драматической школы. Его спектакли всегда динамичны, проходят на скорости, что усложняет жизнь артиста на сцене.
Не исключено, что в сознании зрителей в зале Академического театра драмы им. Савина возникли скандально известные сцены на красном рояле из «Гамлета». Но нет: кировчане выдержали все рамки приличия. Госпожа Пернель в исполнении Антонины Ивановой полна шарма и утонченности. Многогранный и удивительно красивый голос актрисы покорил многих мужчин в зале. Благодаря опыту актеров и здравому рассудку режиссера тонкая грань между «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо» сохранена. Артисты со Спасской всегда помнят, что работают в театре юного зрителя.
Об исполнителе каждой роли в «Тартюфе» можно говорить отдельно. Овации зала вызвал истеричный и паникующий Валер (Александр Трясцин), заламывающий то руки, то поля своей шляпы. Его невеста, бедняжка Мариана (Яна Савицкая) виртуозно падает в обморок и устраивает эмоциональные сцены отцу и возлюбленному. Непреклонный и ослепленный ложью Оргон, отец Марианы (заслуженный артист России Анатолий Свинцов). Очаровательная болтушка и отважная интриганка - служанка Дорина (Наталья Красильникова). Безусловно, наиболее яркое впечатление произвел исполнитель главной роли - Владимир Жданов. Интервью с кировским Тартюфом читайте на сайте в ближайшее время.

Мария Сакаева
"Независимая газета Республики Коми "Красное Знамя"". - 26 октября 2013.





Статьи 78 сезона

Последний спектакль: что останется в Кирове после Павловича // "Навигатор". - 02 сентября 2013. № 34 (191). Светлана Тетенькина.
Режиссер Борис Павлович: «Я главный волонтер Кировской области» // "Театрал". - 04 сентября 2013. Татьяна Власова.
Сезон открывает премьера // "Вести-Киров". - 17 сентября 2013. № 80 (1952). Юлия Ионушайте.
«Кукушкин» взгляд // "Бизнес Новости". - 23 сентября 2013. Елена Окатьева.
Прощальный полёт // "Новый вариант". - 26 сентября 2013. № 38 (656). Ольга Салтыкова.
"А напоследок я скажу..." // "Вятский край". - 27 сентября 2013. № 147. Михаил Смирнов.
Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего // "Geometria.RU". - 21 октября 2013. Ирина Агадзе.
В Сыктывкаре начались гастроли кировского Театра на Спасской // "Независимая газета Республики Коми". - 25 октября 2013. Мария Сакаева.
Борис Павлович: «Не рождается сейчас национальная идея...» // "Интернет-журнал "7х7". Республика Коми". - 25 октября 2013. Елена Соловьёва.
Коллаж - простор для фантазии // "Новый вариант". - 31 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
Калейдоскоп из слов // "Новый вариант". - 17 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
GEOMETRIA: о премьере спектакля "Кукольный дом" // "GEOMETRIA". - 06 ноября 2013. Ирина Агдзе.
Владимир Жданов: «Сыктывкару, Кирову и другим провинциальным городам не хватает интеллектуалов» // "Независимая газета Республики Коми "Красное Знамя"". - 01 ноября 2013. Мария Сакаева.
Последний Павлович // "Новый вариант". - 14 ноября 2013. № 45 (663). Татьяна Бушмелева.
Дом, который построил... // "Кировская правда". - 15 ноября 2013. № 45 (663). Елена Грачёва.
В мире дверей: мужчины и женщины в поисках выхода // "Вятский наблюдатель". - 15 ноября 2013. № 46 (803). Мэри Лазарева.
Самая новогодняя сказка // "Новый вариант". - 05 декабря 2013. Ольга Салтыкова.
Война с мышами началась из-за Королевского... сыра // "Вятский наблюдатель". - 06 декабря 2013. Мэри Лазарева.
И это всё о ней // "Новый вариант". - 19 декабря 2013. Татьяна Бушмелева.
«Щелкунчик». Перезагрузка // "Кировская правда". - 20 декабря 2013. № 146 (25297). Елена Грачёва.
Свежая театральная кровь // "Бизнес Новости". - 09 февраля 2014. № 5 (266). Елена Окатьева.
Два дня экспериментальной режиссуры и три незабываемых спектакля // "Новый вариант". - 13 февраля 2014. № 6 (675). Ольга Салтыкова.
«Театр на Спасской» на 3 дня стал домом для режиссерской лаборатории // "Космомольская правда". - 17 февраля 2014. Юлия Беднякова.
Три премьеры за два дня // "Вести. Киров". - 14 февраля 2014. № 12 (1999). Наталья Владимирова.
Когда эскиз лучше картины // "Вятский наблюдатель". - 14 февраля 2014. № 7 (816). Мэри Лазарева.
Добро пожаловать в Тили-мили-трямдию! // "Новый вариант". - 20 марта 2014. № 11 (680). Яна Левицкая.
И худой мир лучше войны // "Вятский наблюдатель". - 21 марта 2014. № 12 (821). Мэри Лазарева.
Возвращение волшебной страны // "Вести. Киров". - 26 марта 2014. № 23 (2010). Наталья Владимирова.
Юлия Батурина: «Пьеса – это скрипка для режиссера» // "Новый вариант". - 17 апреля 2014. № 15 (684). Юлия Ионушайте.
Трудный возраст // "Бизнес Новости". - 27 апреля 2014. № 16 (277). Елена Окатьева.
Эволюция «Отрочества» // "Новый вариант". - 30 апреля 2014. Юля Ионушайте.
Место, где свет // "Вятский край". - 26 апреля 2014. № 57. Михаил Смирнов.
«Отрочество» Толстого перевели на язык театра // "Newsler.ru". - 15 мая 2014. Марина Куклина.
«Отрочество» под хруст чипсов // "9.RU". - 28 апреля 2014. Елизавета Караваева.
Я не хочу в Москву! // "Вятский наблюдатель". - 02 мая 2014. № 18 (827). Мэри Лазарева.
«Я не знаю, я не взрослый, мне так легче…» // "Вятский край". - 17 мая 2014. № 65. Николай Пересторонин.
Каким будет новый сезон? // "Новый вариант". - 22 мая 2014. Татьяна Бушмелева.
В ожидании нового // "Новый вариант". - 19 июня 2014. № 24 (693). Татьяна Бушмелева.

Список статей

Комментарии

Здесь пока никто ничего не писал

Писать сообщения могут только Зарегистрированные и Авторизированные пользователи.
Яндекс.Метрика