Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
E-mail
  Пароль
Регистрация   Забыли пароль?

Афиша Команда Команда О театре Пресса Архив
Сезоны


Война с мышами началась из-за Королевского... сыра

«Щелкунчик» Гофмана по-русски. Весь декабрь театр на Спасской будет создавать добрый рождественский настрой на примирение и согласие.

Без пересаживания на родную почву и в текущее время браться за классику сейчас даже и неприлично. По этому проверенному пути пошел выпускник РАТИ, режиссер московского театра «Будильник» Юрий Алесин, переписав совместно с Н.Ворожбит сказку Гофмана в авторской инсценировке. Но чтобы она не потеряла своих сказочных корней, действие разбито на два плана: в типовой панельной хрущобе и в абстрактном «далеком прошлом», откуда быть пошла история деревянного Щелкунчика и война людей с мышами. В предновогоднем спектакле задействован огромный арсенал театральных спецсредств (кинопроекция, световые эффекты, дымопускание, ростовые куклы, театр теней), а также поворотный круг и полномасштабная машинерия. А также многочисленные новорусские реалии вроде кулинарного шоу, рекламы, снующих журналюг, политических партий с их подарочной агитацией, пр. и пр. — не многовато ли для одной детской сказки? Подчас действие скачет с неестественной скоростью, в судорожном мелькании массовки не всегда понятного назначения. Еще бы, ведь все вышеперечисленное надо как-то успеть показать! Вероятно, это необходимо для удержания внимания юного зрителя, который в спокойной обстановке быстро может соскучиться.

Сквозь суету сует постепенно пробивается добро, которое в данном случае будет не с кулаками. Его гарантом, в компании с чудаковатым Родионом-сказочником (Александр Трясцин), выступает Марфа-Мари (наилучшей исполнительницей хороших сказочных девочек в театре на Спасской является Дарья Сосновская ), которая не жаждет крови в победе над крысиным королем и прощает его. Вот такую гуманную коррективу вносит в текст режиссер и автор инсценировки.

Однако тут более интересны развивающиеся персонажи. Они не сразу становятся на сторону добра, а медленно перековываются. Это братец Марфы нервный Федор (по-гофмановскому Фридрих), который в исполнении Ивана Кандинова чуть что хватается за игрушечный пистолетик и безумно смешно наводит его на оппонентов, хотя сам не больно-то храбр. Далее, это моложавая бабушка Марфы и Федора Марина Наумова, поначалу слишком строгая, прагматичная и недоверчивая, которую в итоге оздоровит интерес к лохматому Сказочнику и она даже заведет себе блондинистый парик аля Мэрилин. Да и подвальный обитатель (гастарбайтер-дворник?), мышиный король Константин Бояринцев, тоже оказался нам не враг.

Наш дом Россия в крупную клетку

Но главная режиссерская находка, которая сильно очеловечивает историю немецкой деревянной игрушки и сообщает ей жизненной достоверности, — это две колоритные бабули, вечные стражи двора и подъезда. Конечно же, их играют примы: Татьяна Махнева и Марина Карпичева. Они сиднем сидят, судачат о своем и как бы не вмешиваются в сюжетную линию Щелкунчика, являясь частью сценографии Елены Авиновой. Как всегда выдающейся: на тему убогой российской многоэтажки художница создает монументальный арт-объект, исполненный с присущей ей условностью и при этом обладающий всеми чертами реальности. Бетонная стена дома с натурально воссозданной фактурой украшена тинэйджеровскими значками (круг, квадрат и треугольник из загадочной субкультуры ) и вентиляционными решетками; в углу уверенным монстром встал желтый контейнер, а рядом обязательный для нашего мусорного ландшафта картонный ящик.
В столь вкусных и брутальных декорациях городской среды две сплетницы неизбежно претерпевают нравственную эволюцию и становятся настолько милыми, что с ними решает подружиться моложавая бабушка Марина. По умолчанию именно «старушенции» будут катализатором в деле смягчения нравов. Да и как не победить добру в этих светящихся бедняцких окнах, в горизонтальном мире» уютной детской, впрочем, стильно расчерченной под Мондриана.

И настоящим рождественским подарком (для автора этого текста, впавшего в детство) было явление толстого Мишки — то есть Михаила Андрианова, сыгравшего остроумно сдвоенную роль короля и любимой игрушки Марфы в виде ростовой куклы: последний был восхитителен. Зато у детишек наибольший восторг вызвала совсем невинная реплика доброй Марфы насчет ночного горшка (в связи с этим мишкой, другом детства ). Так что высокое низкому в данной аудитории никак не конкурент.

Мэри Лазарева
"Вятский наблюдатель". - 06 декабря 2013.





Статьи 78 сезона

Последний спектакль: что останется в Кирове после Павловича // "Навигатор". - 02 сентября 2013. № 34 (191). Светлана Тетенькина.
Режиссер Борис Павлович: «Я главный волонтер Кировской области» // "Театрал". - 04 сентября 2013. Татьяна Власова.
Сезон открывает премьера // "Вести-Киров". - 17 сентября 2013. № 80 (1952). Юлия Ионушайте.
«Кукушкин» взгляд // "Бизнес Новости". - 23 сентября 2013. Елена Окатьева.
Прощальный полёт // "Новый вариант". - 26 сентября 2013. № 38 (656). Ольга Салтыкова.
"А напоследок я скажу..." // "Вятский край". - 27 сентября 2013. № 147. Михаил Смирнов.
Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего // "Geometria.RU". - 21 октября 2013. Ирина Агадзе.
В Сыктывкаре начались гастроли кировского Театра на Спасской // "Независимая газета Республики Коми". - 25 октября 2013. Мария Сакаева.
Привитые от пошлости // "Независимая газета Республики Коми "Красное Знамя"". - 26 октября 2013. Мария Сакаева.
Борис Павлович: «Не рождается сейчас национальная идея...» // "Интернет-журнал "7х7". Республика Коми". - 25 октября 2013. Елена Соловьёва.
Коллаж - простор для фантазии // "Новый вариант". - 31 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
Калейдоскоп из слов // "Новый вариант". - 17 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
GEOMETRIA: о премьере спектакля "Кукольный дом" // "GEOMETRIA". - 06 ноября 2013. Ирина Агдзе.
Владимир Жданов: «Сыктывкару, Кирову и другим провинциальным городам не хватает интеллектуалов» // "Независимая газета Республики Коми "Красное Знамя"". - 01 ноября 2013. Мария Сакаева.
Последний Павлович // "Новый вариант". - 14 ноября 2013. № 45 (663). Татьяна Бушмелева.
Дом, который построил... // "Кировская правда". - 15 ноября 2013. № 45 (663). Елена Грачёва.
В мире дверей: мужчины и женщины в поисках выхода // "Вятский наблюдатель". - 15 ноября 2013. № 46 (803). Мэри Лазарева.
Самая новогодняя сказка // "Новый вариант". - 05 декабря 2013. Ольга Салтыкова.
И это всё о ней // "Новый вариант". - 19 декабря 2013. Татьяна Бушмелева.
«Щелкунчик». Перезагрузка // "Кировская правда". - 20 декабря 2013. № 146 (25297). Елена Грачёва.
Свежая театральная кровь // "Бизнес Новости". - 09 февраля 2014. № 5 (266). Елена Окатьева.
Два дня экспериментальной режиссуры и три незабываемых спектакля // "Новый вариант". - 13 февраля 2014. № 6 (675). Ольга Салтыкова.
«Театр на Спасской» на 3 дня стал домом для режиссерской лаборатории // "Космомольская правда". - 17 февраля 2014. Юлия Беднякова.
Три премьеры за два дня // "Вести. Киров". - 14 февраля 2014. № 12 (1999). Наталья Владимирова.
Когда эскиз лучше картины // "Вятский наблюдатель". - 14 февраля 2014. № 7 (816). Мэри Лазарева.
Добро пожаловать в Тили-мили-трямдию! // "Новый вариант". - 20 марта 2014. № 11 (680). Яна Левицкая.
И худой мир лучше войны // "Вятский наблюдатель". - 21 марта 2014. № 12 (821). Мэри Лазарева.
Возвращение волшебной страны // "Вести. Киров". - 26 марта 2014. № 23 (2010). Наталья Владимирова.
Юлия Батурина: «Пьеса – это скрипка для режиссера» // "Новый вариант". - 17 апреля 2014. № 15 (684). Юлия Ионушайте.
Трудный возраст // "Бизнес Новости". - 27 апреля 2014. № 16 (277). Елена Окатьева.
Эволюция «Отрочества» // "Новый вариант". - 30 апреля 2014. Юля Ионушайте.
Место, где свет // "Вятский край". - 26 апреля 2014. № 57. Михаил Смирнов.
«Отрочество» Толстого перевели на язык театра // "Newsler.ru". - 15 мая 2014. Марина Куклина.
«Отрочество» под хруст чипсов // "9.RU". - 28 апреля 2014. Елизавета Караваева.
Я не хочу в Москву! // "Вятский наблюдатель". - 02 мая 2014. № 18 (827). Мэри Лазарева.
«Я не знаю, я не взрослый, мне так легче…» // "Вятский край". - 17 мая 2014. № 65. Николай Пересторонин.
Каким будет новый сезон? // "Новый вариант". - 22 мая 2014. Татьяна Бушмелева.
В ожидании нового // "Новый вариант". - 19 июня 2014. № 24 (693). Татьяна Бушмелева.

Список статей

Комментарии

Здесь пока никто ничего не писал

Писать сообщения могут только Зарегистрированные и Авторизированные пользователи.
Яндекс.Метрика