Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
E-mail
  Пароль
Регистрация   Забыли пароль?

Афиша Команда Команда О театре Пресса Архив
Сезоны


Юлия Батурина: «Пьеса – это скрипка для режиссера»

В Театре на Спасской – премьера. 25 апреля здесь покажут спектакль по пьесе Ярославы Пулинович «Отрочество» в постановке режиссера Юлии Батуриной.
Новая постановка выросла из эскиза, который был создан в рамках театральной лаборатории. О работе над спектаклем «Новому варианту» рассказала Юлия Батурина
.

– На открытии лаборатории ее руководитель Олег Лоевский подчеркнул, что хороший эскиз не означает, что и спектакль будет удачным. Вы согласны с этим?
– Показывая эскиз, мы хотели дать зрителям представление о том, каким мог бы быть спектакль. Это была лишь попытка рассказать историю. А сейчас мы покажем историю целиком. Я не могу сказать, что получится в итоге. Хорошо будет или плохо.

– Для кого будет эта история?
– Это будет молодежный спектакль. Хотя на обсуждении эскиза прозвучало мнение, что и взрослым есть что посмотреть, так что можно считать «Отрочество» спектаклем для семейного просмотра.

– Среди зрителей будут те, кто и сам, возможно, испытывает те же терзания, что и главный герой. Но далеко не все в определенном возрасте любят смотреть на себя в зеркало…
– Конечно, им может не очень понравиться то, что они увидят, но не уйдут же они из зала. И потом здесь есть над чем подумать. Это такая «стрела в мозг». Главное же, мы старались поговорить с подростками на их языке. Это одновременно и современный язык, и язык Толстого.

– В инсценировке действительно чувствуется трепетное отношение к первоисточнику.
– Ярослава очень бережно отнеслась к тексту. И мы практически не добавили ни одного слова. Но при этом, например, в спектакле звучит рэп, то есть узнавание будет стопроцентным. А еще будут звучать Шнитке и Чайковский. И, поверьте, подросткам будет все равно, что это «замшелая классика». Будет видеопроекция с панорамными съемками из фильма «Война и мир» Бондарчука, со сценой первого бала Наташи Ростовой…

– Спектакль одновременно можно назвать и классическим, и современным?
– У меня не было самоцели сделать спектакль современным. Вообще не люблю этого слова. В Европе одна современность, в России – другая. Говорят, что наши подростки мир воспринимают по-другому. Но, по сути, мир и человеческая природа не меняются. Меняются лишь технологии. В смысле технологий спектакль можно назвать современным. И драматург тоже написал очень современный текст. По темпо-ритму, по событийному ряду. Короткие сцены, которые меняют друг друга, а ты даже не успеваешь вздохнуть. Но темы и вопросы, которые мы поднимаем, вполне классические. Пьеса-то проблемная. Главная беда этого возраста – отрочества – в том, что ты один. Когда умерла мама, самый близкий человек, для Николеньки просто мир рухнул. А взрослые этого не увидели.

– «Отрочество» – уже не первый ваш опыт работы над постановкой в драматическом театре прозаических произведений. Что легче – взять готовую инсценировку или написать свою?
– Пьеса для режиссера – это инструмент, скрипка. Из нее надо уметь извлечь музыку. Предпочитаю заниматься режиссурой. Не могу сказать, что у меня есть дар драматурга. Но иногда, конечно, приходится и самой писать. Так было, например, с «Островом сокровищ». Ни одна готовая инсценировка романа меня не устроила, мне хотелось рассказать эту историю по-другому. И я написала свою. Или другая ситуация. В серовском драмтеатре, где я служу худруком, работала заслуженная артистка Степанова. Она была фронтовичка, прошла Сталинград, имела массу медалей. Всю жизнь отдала театру. Для того чтобы дать ей возможность оставаться в труппе, я придумывала, дописывала ей роли – какую-нибудь тетушку, соседку, бабушку, которая может что-то там олицетворять. Это совершенно не важно. Главное было – дать ей возможность выходить на сцену.

- Сегодня далеко не у каждого руководителя театра есть понимание, как важно сохранить старшее поколение, которое постепенно уходит. А уж чтобы роли специально придумывать – редкий случай!
– Театр не богадельня, и я не до такой степени верующий человек, чтобы безропотно подставлять вторую щеку. Но есть актеры, которые отдали сцене по пятьдесят лет, и не важно, талантливы они были или нет. Их надо беречь. Нельзя выбрасывать этих людей на улицу. Это как старую собаку выкинуть. Я не понимаю этого. Для них в театре – вся жизнь. А какое право мы имеем рушить чужую жизнь? Это вопрос человечности и понимания мира.

– В продолжение разговора про возраст. Лаборатория в Театре на Спасской называлась лабораторией молодой режиссуры. Не смущает это слово – «молодой»?
– У меня 70 постановок, за плечами – руководство театром, а я считаюсь молодым режиссером. Так получается, что режиссеры бывают только двух «категорий»: молодые и мэтры. Третьего не дано. А вот у артистов должна быть возрастная градация. Но опять же все относительно. В театрах юного зрителя свои, «маленькие» артисты. Здесь, например, народная артистка, которая давно стала бабушкой, может играть Мальвину. Хотя я не люблю, когда изображают детей. В нашем эскизе артисты не играли мальчиков и девочек, не разговаривали как дети. Они показывали психологию подростков. И это многим понравилось, артистам верили на сто процентов. Это вопрос правды, подлинности существования на сцене. Это профессия.

– Олег Лоевский, открывая лабораторию, сказал, что это помимо всего прочего и своеобразные «смотрины» худрука, хотя потом официальные лица как могли отрицали эту информацию. Тем не менее если после премьеры вас позовут в Театр на Спасской худруком, согласитесь?
– Вопрос сложный. Но я готова подумать, если такое предложение поступит. Мне нравится ваш город. Нравится труппа. Я работаю здесь с удовольствием и рада, что меня пригласили на постановку: жаль было бросать этот материал на эскизном варианте, хотелось продолжить работу. Но главный вопрос в том, устрою ли я. Что касается Серовского театра, по отношению к нему моя совесть чиста: я отдала им все силы и всю себя, вырастила очередного режиссера, который может возглавить театр. Там есть на кого оставить труппу. Я бы, безусловно, не бросила театр.

Юлия Ионушайте
"Новый вариант". - 17 апреля 2014. - № 15 (684).





Статьи 78 сезона

Последний спектакль: что останется в Кирове после Павловича // "Навигатор". - 02 сентября 2013. № 34 (191). Светлана Тетенькина.
Режиссер Борис Павлович: «Я главный волонтер Кировской области» // "Театрал". - 04 сентября 2013. Татьяна Власова.
Сезон открывает премьера // "Вести-Киров". - 17 сентября 2013. № 80 (1952). Юлия Ионушайте.
«Кукушкин» взгляд // "Бизнес Новости". - 23 сентября 2013. Елена Окатьева.
Прощальный полёт // "Новый вариант". - 26 сентября 2013. № 38 (656). Ольга Салтыкова.
"А напоследок я скажу..." // "Вятский край". - 27 сентября 2013. № 147. Михаил Смирнов.
Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего // "Geometria.RU". - 21 октября 2013. Ирина Агадзе.
В Сыктывкаре начались гастроли кировского Театра на Спасской // "Независимая газета Республики Коми". - 25 октября 2013. Мария Сакаева.
Привитые от пошлости // "Независимая газета Республики Коми "Красное Знамя"". - 26 октября 2013. Мария Сакаева.
Борис Павлович: «Не рождается сейчас национальная идея...» // "Интернет-журнал "7х7". Республика Коми". - 25 октября 2013. Елена Соловьёва.
Коллаж - простор для фантазии // "Новый вариант". - 31 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
Калейдоскоп из слов // "Новый вариант". - 17 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
GEOMETRIA: о премьере спектакля "Кукольный дом" // "GEOMETRIA". - 06 ноября 2013. Ирина Агдзе.
Владимир Жданов: «Сыктывкару, Кирову и другим провинциальным городам не хватает интеллектуалов» // "Независимая газета Республики Коми "Красное Знамя"". - 01 ноября 2013. Мария Сакаева.
Последний Павлович // "Новый вариант". - 14 ноября 2013. № 45 (663). Татьяна Бушмелева.
Дом, который построил... // "Кировская правда". - 15 ноября 2013. № 45 (663). Елена Грачёва.
В мире дверей: мужчины и женщины в поисках выхода // "Вятский наблюдатель". - 15 ноября 2013. № 46 (803). Мэри Лазарева.
Самая новогодняя сказка // "Новый вариант". - 05 декабря 2013. Ольга Салтыкова.
Война с мышами началась из-за Королевского... сыра // "Вятский наблюдатель". - 06 декабря 2013. Мэри Лазарева.
И это всё о ней // "Новый вариант". - 19 декабря 2013. Татьяна Бушмелева.
«Щелкунчик». Перезагрузка // "Кировская правда". - 20 декабря 2013. № 146 (25297). Елена Грачёва.
Свежая театральная кровь // "Бизнес Новости". - 09 февраля 2014. № 5 (266). Елена Окатьева.
Два дня экспериментальной режиссуры и три незабываемых спектакля // "Новый вариант". - 13 февраля 2014. № 6 (675). Ольга Салтыкова.
«Театр на Спасской» на 3 дня стал домом для режиссерской лаборатории // "Космомольская правда". - 17 февраля 2014. Юлия Беднякова.
Три премьеры за два дня // "Вести. Киров". - 14 февраля 2014. № 12 (1999). Наталья Владимирова.
Когда эскиз лучше картины // "Вятский наблюдатель". - 14 февраля 2014. № 7 (816). Мэри Лазарева.
Добро пожаловать в Тили-мили-трямдию! // "Новый вариант". - 20 марта 2014. № 11 (680). Яна Левицкая.
И худой мир лучше войны // "Вятский наблюдатель". - 21 марта 2014. № 12 (821). Мэри Лазарева.
Возвращение волшебной страны // "Вести. Киров". - 26 марта 2014. № 23 (2010). Наталья Владимирова.
Трудный возраст // "Бизнес Новости". - 27 апреля 2014. № 16 (277). Елена Окатьева.
Эволюция «Отрочества» // "Новый вариант". - 30 апреля 2014. Юля Ионушайте.
Место, где свет // "Вятский край". - 26 апреля 2014. № 57. Михаил Смирнов.
«Отрочество» Толстого перевели на язык театра // "Newsler.ru". - 15 мая 2014. Марина Куклина.
«Отрочество» под хруст чипсов // "9.RU". - 28 апреля 2014. Елизавета Караваева.
Я не хочу в Москву! // "Вятский наблюдатель". - 02 мая 2014. № 18 (827). Мэри Лазарева.
«Я не знаю, я не взрослый, мне так легче…» // "Вятский край". - 17 мая 2014. № 65. Николай Пересторонин.
Каким будет новый сезон? // "Новый вариант". - 22 мая 2014. Татьяна Бушмелева.
В ожидании нового // "Новый вариант". - 19 июня 2014. № 24 (693). Татьяна Бушмелева.

Список статей

Комментарии

Здесь пока никто ничего не писал

Писать сообщения могут только Зарегистрированные и Авторизированные пользователи.
Яндекс.Метрика