Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
E-mail
  Пароль
Регистрация   Забыли пароль?

Афиша Команда Команда О театре Пресса Архив
Сезоны


Я не хочу в Москву!

Повесть "Отрочество" в инсценировке современного драматурга Яр. Пулинович таки поставлена на большой сцене Театра на Спасской (режиссёр Юлия Батурина, г. Серов Свердловской области). Напомним, в рамках лаборатории современной драматургии под руководством Олега Лоевского на малой сцене был показан эскизный вариант "Отрочества", собрал восторженные отклики, после чего Юлии Батуриной, одной из трёх участников лаборатории, было предложено довести "набросок" до полномасштабного спектакля в двух действиях.

Главные постановочные фишки, которые использует режиссёр для донесения до юного зрителя возрастной драмы толстовского отрока, такие: радикально рэперский стиль одежд некоторых героев и тестов-песнопений уральской группы "Женьшень", а также культовой "Касты"; кроме того, видеопроекция на задник клипа актуального российского хип-хоп исполнителя Noise MC и, в самом начале, энергичных "прыжков счастья" персонажей по родному городу - в записи, театр док. (Режиссёр, кстати, и сама одета в подобном стиле с непременной вязаной шапкой на голове). Всё это вместе должно посылать юному зрителю правильные коды и, по идее, как-то связать поколения с разрывом в полтора века, пользующиеся вроде бы одним русским, но фактически совершенно разным языком.

А чтобы отчасти компенсировать эти субкультурные проявления, на радость родителям и учителям в нужном по сюжету месте подаются на экран также и классические сцены барской охоты из фильма "Война и мир" - герои "Отрочества" тоже ведь ездили на охоту, отчего маменька главного героя (Н. Красильникова), простудившись, слегла и скончалась. Отсюда пошёл быть радикальный разлад с миром Николеньки Иртеньева, коего папа (М. Андрианов) почти насильно увозит из уютного поместья в чуждую столицу. Где всё у парнишки (А. Андрюшенко) сразу пойдёт плохо, ужасно, в конфликте.

Таких здесь чувств давно мы не видали

В эскизном формате малой сцены героев в пьесе было как будто даже с избытком - страсти так и кипели, энергия переполняла зал. В большом спектакле, наоборот, неожиданно оказалось, что Николас-Андрюшенко на сцене, по сути, один. Поскольку "всё тонет в фарисействе" и как-то незначительно по сравнению с его страданиями. Даже милый кроткий папА и братец Володя (И. Кандинов), у которого в жизни всё окей, отходят на второй план. Андрюшенко, несмотря на изрядное количество массовки, предстоит большей частью как бы в одиночку наполнять собою пространство... И он просто геройски справляется с этой тяжёлой задачей, посылая в зал отчаянные монологи большой эмоциональной силы и искренности, никогда, впрочем, не переходящие в неприятную истерику. Особенно по-детски трогательна и достоверна пластика, скачки и метания мол.чела, доведённого до ситуации публичного скандала... Нарочито нелепые прикольные костюмчики (художник Е. Андреева) добавляют ему лузерского обаяния беззащитности, узнаваемости. И судя по реакции зала, удалось-таки достучаться до сердец, причём благородный язык классического текста был донесён до зрителя без искажений и выкрутас.

Некоторую разрЕженность воздуха сцены (автор этих строк и не хоте бы, да поневоле вынужден сравнивать оба варианта "Отрочества", большой и малый) с успехом компенсирует профессионализм художника-постановщика. Стиль декораций Елены Авиновой с каждый новым спектаклем становится всё более отточенным, элитарным, изысканным и с лёгкостью, чуть что, заполняет пустоты, создавая нужный градус напряжённости. По крайне мере - повод для их осмысления. В этой истории элементы условной усадьбы монохромные, белые на чёрном фоне; их длинные графичные горизонтали визуально корреспондируют с полосатостью девочкиных юбок и папиного "двухэтажного" сюртука. Чахлые сухие ветки - взамен могучего генеалогического древа. И всюду, как почему-то любят в этом театре, на стенах и на полу, листы писчей бумаги. Белый остов рояля, будучи заменой и памятью о матери, возносится над сценой в финале, когда мальчик всех прощает и примиряется со смертью, ведь у любимых смерти нет.  Все антогонисты Николеньки Иртеньева, которые по ходу рвали и терзали ему душу, становятся тогда в один слитный строй и под финальную "песню мечты", качаясь на волнах житейского моря, медленно надвигаются на зрителя. А сам он - во главе угла. Очень консолидирует и просветляет это внезапное единство.

Кого имел в виду губернатор

Несмотря на то, что в репертуарный театр в современных условиях научился обходиться даже без художественного руководителя, проблема оного в городе Кирове всё же стоит весьма остро. От губернатора недавно потребовали ответа - доколе? И он пообещал, что в обоих театрах, кировском драматическом и на Спасской, этот вопрос будет решён к июню месяцу. При этом у театрального народа нет пока и приблизительных предположений по кандидатурам на эту должность. Что касается Юлии Батуриной, имя которой будто бы звучало в это связи, то о ней известно, что она, оставаясь худруком своего театра, весьма много, быстро и эффективно сотрудничает с различными театрами страны, славится своим умением работать с актёрами. Вот и в Кирове она фактически открыла для серьёзных ролей Александра Андрюшенко.       

Мэри Лазарева
"Вятский наблюдатель". - 02 мая 2014. - № 18 (827).



Статьи 78 сезона

Последний спектакль: что останется в Кирове после Павловича // "Навигатор". - 02 сентября 2013. № 34 (191). Светлана Тетенькина.
Режиссер Борис Павлович: «Я главный волонтер Кировской области» // "Театрал". - 04 сентября 2013. Татьяна Власова.
Сезон открывает премьера // "Вести-Киров". - 17 сентября 2013. № 80 (1952). Юлия Ионушайте.
«Кукушкин» взгляд // "Бизнес Новости". - 23 сентября 2013. Елена Окатьева.
Прощальный полёт // "Новый вариант". - 26 сентября 2013. № 38 (656). Ольга Салтыкова.
"А напоследок я скажу..." // "Вятский край". - 27 сентября 2013. № 147. Михаил Смирнов.
Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего // "Geometria.RU". - 21 октября 2013. Ирина Агадзе.
В Сыктывкаре начались гастроли кировского Театра на Спасской // "Независимая газета Республики Коми". - 25 октября 2013. Мария Сакаева.
Привитые от пошлости // "Независимая газета Республики Коми "Красное Знамя"". - 26 октября 2013. Мария Сакаева.
Борис Павлович: «Не рождается сейчас национальная идея...» // "Интернет-журнал "7х7". Республика Коми". - 25 октября 2013. Елена Соловьёва.
Коллаж - простор для фантазии // "Новый вариант". - 31 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
Калейдоскоп из слов // "Новый вариант". - 17 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
GEOMETRIA: о премьере спектакля "Кукольный дом" // "GEOMETRIA". - 06 ноября 2013. Ирина Агдзе.
Владимир Жданов: «Сыктывкару, Кирову и другим провинциальным городам не хватает интеллектуалов» // "Независимая газета Республики Коми "Красное Знамя"". - 01 ноября 2013. Мария Сакаева.
Последний Павлович // "Новый вариант". - 14 ноября 2013. № 45 (663). Татьяна Бушмелева.
Дом, который построил... // "Кировская правда". - 15 ноября 2013. № 45 (663). Елена Грачёва.
В мире дверей: мужчины и женщины в поисках выхода // "Вятский наблюдатель". - 15 ноября 2013. № 46 (803). Мэри Лазарева.
Самая новогодняя сказка // "Новый вариант". - 05 декабря 2013. Ольга Салтыкова.
Война с мышами началась из-за Королевского... сыра // "Вятский наблюдатель". - 06 декабря 2013. Мэри Лазарева.
И это всё о ней // "Новый вариант". - 19 декабря 2013. Татьяна Бушмелева.
«Щелкунчик». Перезагрузка // "Кировская правда". - 20 декабря 2013. № 146 (25297). Елена Грачёва.
Свежая театральная кровь // "Бизнес Новости". - 09 февраля 2014. № 5 (266). Елена Окатьева.
Два дня экспериментальной режиссуры и три незабываемых спектакля // "Новый вариант". - 13 февраля 2014. № 6 (675). Ольга Салтыкова.
«Театр на Спасской» на 3 дня стал домом для режиссерской лаборатории // "Космомольская правда". - 17 февраля 2014. Юлия Беднякова.
Три премьеры за два дня // "Вести. Киров". - 14 февраля 2014. № 12 (1999). Наталья Владимирова.
Когда эскиз лучше картины // "Вятский наблюдатель". - 14 февраля 2014. № 7 (816). Мэри Лазарева.
Добро пожаловать в Тили-мили-трямдию! // "Новый вариант". - 20 марта 2014. № 11 (680). Яна Левицкая.
И худой мир лучше войны // "Вятский наблюдатель". - 21 марта 2014. № 12 (821). Мэри Лазарева.
Возвращение волшебной страны // "Вести. Киров". - 26 марта 2014. № 23 (2010). Наталья Владимирова.
Юлия Батурина: «Пьеса – это скрипка для режиссера» // "Новый вариант". - 17 апреля 2014. № 15 (684). Юлия Ионушайте.
Трудный возраст // "Бизнес Новости". - 27 апреля 2014. № 16 (277). Елена Окатьева.
Эволюция «Отрочества» // "Новый вариант". - 30 апреля 2014. Юля Ионушайте.
Место, где свет // "Вятский край". - 26 апреля 2014. № 57. Михаил Смирнов.
«Отрочество» Толстого перевели на язык театра // "Newsler.ru". - 15 мая 2014. Марина Куклина.
«Отрочество» под хруст чипсов // "9.RU". - 28 апреля 2014. Елизавета Караваева.
«Я не знаю, я не взрослый, мне так легче…» // "Вятский край". - 17 мая 2014. № 65. Николай Пересторонин.
Каким будет новый сезон? // "Новый вариант". - 22 мая 2014. Татьяна Бушмелева.
В ожидании нового // "Новый вариант". - 19 июня 2014. № 24 (693). Татьяна Бушмелева.

Список статей

Комментарии

Здесь пока никто ничего не писал

Писать сообщения могут только Зарегистрированные и Авторизированные пользователи.
Яндекс.Метрика