Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
E-mail
  Пароль
Регистрация   Забыли пароль?

Афиша Команда Команда О театре Пресса Архив
Сезоны


«Я не знаю, я не взрослый, мне так легче…»

Если ванна стоит на сцене, значит, кто-то должен в ней искупаться. Выпало Николеньке Иртеньеву, юному персонажу спектакля “Отрочество”, поставленного в Театре на Спасской режиссером Юлией Батуриной по пьесе Ярославы Пулинович, которая, в свою очередь, создавала свое творение по одноименной повести Льва Николаевича Толстого.

Видите, как сложно? А жизнь у Николеньки (арт. А. Андрюшенко) разве простая? Мама умерла, с братом поссорился, St. Jerome гадким называет и всё грозится розгами побить. Возражать ему, настаивать, что ты лучше, чем он о тебе думает, бесполезно, это всё равно что против ветра дуть.
“Я тебе попомню”, - скажет любитель воздействовать на детей страхом. И куда от этого страха деваться мальчику, против которого, кажется, весь мир ополчился!? Тот мир, которому он так был открыт, тот мир, который, казалось, любил его, уверяя: “Будет еще лучше”. А мама (арт. Н. Красильникова) ушла в мир иной и унесла любовь с собой. Сонечка (арт. Т. Филатова) давно ли ему говорила: “Я твой настоящий друг”, а вот уже и Серёже Ивину (арт. А. Хорев) шепчет эти слова. С Катенькой (арт. Н. Сидорова) только что держались за руки, но она, поддразнивая его, уже говорит: “Уйду в монастырь, буду ходить в черном платье и бархатную шапочку носить”. А разлука и так предстоит - Петр Александрович Иртеньев (арт. М. Андрианов) собирается увезти детей в Москву, чтобы дать сыновьям Николеньке и Володе (арт. И. Кандидов) образование, а дочке Любочке (арт. М. Бондаренко) - воспитание. И Николенька, которому в повести Льва Николаевича нисколько не грустно, потому что умственный взор его обращен не на то, что оставляет, а на то, что ожидает впереди, в спектакле Театра на Спасской вдруг срывается и, будто стараясь опровергнуть всех сестер разом - и чеховских, и толстовских, кричит: “Не хочу в Москву, не хочу в Москву, не хочу!”
За что ему такие испытания? За что Катеньке её бедность? За что Иленьке Граппу (арт. Д. Русинов) это презрительное: “Граф-ф-ф”, от окруживших его, но не принимающих в свой круг сверстников? И им за что эта жестокость, невосприимчивость чужой боли? Но, вспомните, с чего начиналось “Отрочество”, не классическое толстовское, нет, а осовремененное до предела Ярославой Пулинович, Юлией Батуриной и теми, кто занят в спектакле.
Стайка подростков, две девочки в коротких юбочках и два мальчика в широких штанах носятся, как угорелые, по городу, скачут на постаменте памятника Трифону Вятскому, а потом, грохоча обувкой по проходам зрительного зала, выбегают на театральные подмостки. Сошли с экрана на заднике сцены - и сразу в жизнь, где мама в длинном, хорошо подогнанном платье утонченно беседует с отцом, прощая ему очередной крупный проигрыш, веря каждому его слову, хотя он и просит ее не верить ему. В оформлении сцены точеные балясины перил соседствуют с перекрещенными березовыми батогами; к отливающим серебром металлическим листам прикреплены изрисованные детской рукой листки бумаги; справа - изящный секретер, слева - рояль. А из динамиков речитативом доносится что-то про первый секс и самокрутную дурь:
Эй, ты, о чем ты там шепчешь?
В другое время жили,
Другие вещи в сердце мне впаяны.
Мое сердце деформировалось,
Посмотри,
Что у меня внутри.
Забирай, оно твоё,
Ё-моё,
Без тебя оно не может всё равно.
Это на экране показывают первый бал Наташи Ростовой. А на сцене рэп, и Вольдемар, что-то доказывая брату, жестикулирует, как рэпер. И вот уже Наташа Ростова с Андреем Болконским сбиваются с ритма старинного вальса и танцуют что-то куда более современное, быстрое. Да что Наташа с князем, уже и бабушка Иртеньевых, вся в чёрном, какие-то па протанцовывает, на мазурку не похожие. И Николеньке вдруг становится стыдно за свои стихи, написанные им по случаю бабушкиных именин, он вырывает листок из ее рук, рвёт его и что-то пушкинское в стиле рэп напевает.
Ах да, “Старушка дряхлая моя...” там было. Он плохо поступил? Так и с ним поступили плохо: чуть не в “дурку” упекли, привязав к спинке кровати длинными рукавами рубашки, в которой он с горя в ванне то ли топился, то ли купался. И мама к нему приходила из своего заоблачного далека, и отец отказывал ему в родстве, и St. Jerome требовал извинений, и бабушка гневалась, таская кровать по сцене. Но кончилось всё хорошо: пришел добрый доктор, Катенька присела на краешек кровати, папа дал Николеньке прочитать мамино письмо, в котором было столько материнской ласки, что он сразу пошел на поправку.

Вот только со зрителями всё не просто. Спектакль смотрится, действие развивается динамично, подтекст налицо и впечатление сильное. И “Отрочество” перечитать хочется. Правда, то, которое написал Лев Николаевич Толстой. Там ведь диалог двух братьев не укладывается в короткие реплики: “Ты почему ее не поцеловал? Кто тебя просил брать мои вещи? А где флакончик?” - “Подумаешь, нечаянно уронил, он и разбился. Что за беда?” А понимание, что мы не одни живем на свете, куда делось? А сложные нравственные вопросы, без ответов на которые хрупкий, ломкий внутренний мир подростков еще более хрупким и ломким становится? Или на все вопросы здесь один ответ: “Я не знаю, я не взрослый, мне так легче...”

Николай Пересторонин
"Вятский край". - 17 мая 2014. - № 65.





Статьи 78 сезона

Последний спектакль: что останется в Кирове после Павловича // "Навигатор". - 02 сентября 2013. № 34 (191). Светлана Тетенькина.
Режиссер Борис Павлович: «Я главный волонтер Кировской области» // "Театрал". - 04 сентября 2013. Татьяна Власова.
Сезон открывает премьера // "Вести-Киров". - 17 сентября 2013. № 80 (1952). Юлия Ионушайте.
«Кукушкин» взгляд // "Бизнес Новости". - 23 сентября 2013. Елена Окатьева.
Прощальный полёт // "Новый вариант". - 26 сентября 2013. № 38 (656). Ольга Салтыкова.
"А напоследок я скажу..." // "Вятский край". - 27 сентября 2013. № 147. Михаил Смирнов.
Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего // "Geometria.RU". - 21 октября 2013. Ирина Агадзе.
В Сыктывкаре начались гастроли кировского Театра на Спасской // "Независимая газета Республики Коми". - 25 октября 2013. Мария Сакаева.
Привитые от пошлости // "Независимая газета Республики Коми "Красное Знамя"". - 26 октября 2013. Мария Сакаева.
Борис Павлович: «Не рождается сейчас национальная идея...» // "Интернет-журнал "7х7". Республика Коми". - 25 октября 2013. Елена Соловьёва.
Коллаж - простор для фантазии // "Новый вариант". - 31 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
Калейдоскоп из слов // "Новый вариант". - 17 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
GEOMETRIA: о премьере спектакля "Кукольный дом" // "GEOMETRIA". - 06 ноября 2013. Ирина Агдзе.
Владимир Жданов: «Сыктывкару, Кирову и другим провинциальным городам не хватает интеллектуалов» // "Независимая газета Республики Коми "Красное Знамя"". - 01 ноября 2013. Мария Сакаева.
Последний Павлович // "Новый вариант". - 14 ноября 2013. № 45 (663). Татьяна Бушмелева.
Дом, который построил... // "Кировская правда". - 15 ноября 2013. № 45 (663). Елена Грачёва.
В мире дверей: мужчины и женщины в поисках выхода // "Вятский наблюдатель". - 15 ноября 2013. № 46 (803). Мэри Лазарева.
Самая новогодняя сказка // "Новый вариант". - 05 декабря 2013. Ольга Салтыкова.
Война с мышами началась из-за Королевского... сыра // "Вятский наблюдатель". - 06 декабря 2013. Мэри Лазарева.
И это всё о ней // "Новый вариант". - 19 декабря 2013. Татьяна Бушмелева.
«Щелкунчик». Перезагрузка // "Кировская правда". - 20 декабря 2013. № 146 (25297). Елена Грачёва.
Свежая театральная кровь // "Бизнес Новости". - 09 февраля 2014. № 5 (266). Елена Окатьева.
Два дня экспериментальной режиссуры и три незабываемых спектакля // "Новый вариант". - 13 февраля 2014. № 6 (675). Ольга Салтыкова.
«Театр на Спасской» на 3 дня стал домом для режиссерской лаборатории // "Космомольская правда". - 17 февраля 2014. Юлия Беднякова.
Три премьеры за два дня // "Вести. Киров". - 14 февраля 2014. № 12 (1999). Наталья Владимирова.
Когда эскиз лучше картины // "Вятский наблюдатель". - 14 февраля 2014. № 7 (816). Мэри Лазарева.
Добро пожаловать в Тили-мили-трямдию! // "Новый вариант". - 20 марта 2014. № 11 (680). Яна Левицкая.
И худой мир лучше войны // "Вятский наблюдатель". - 21 марта 2014. № 12 (821). Мэри Лазарева.
Возвращение волшебной страны // "Вести. Киров". - 26 марта 2014. № 23 (2010). Наталья Владимирова.
Юлия Батурина: «Пьеса – это скрипка для режиссера» // "Новый вариант". - 17 апреля 2014. № 15 (684). Юлия Ионушайте.
Трудный возраст // "Бизнес Новости". - 27 апреля 2014. № 16 (277). Елена Окатьева.
Эволюция «Отрочества» // "Новый вариант". - 30 апреля 2014. Юля Ионушайте.
Место, где свет // "Вятский край". - 26 апреля 2014. № 57. Михаил Смирнов.
«Отрочество» Толстого перевели на язык театра // "Newsler.ru". - 15 мая 2014. Марина Куклина.
«Отрочество» под хруст чипсов // "9.RU". - 28 апреля 2014. Елизавета Караваева.
Я не хочу в Москву! // "Вятский наблюдатель". - 02 мая 2014. № 18 (827). Мэри Лазарева.
Каким будет новый сезон? // "Новый вариант". - 22 мая 2014. Татьяна Бушмелева.
В ожидании нового // "Новый вариант". - 19 июня 2014. № 24 (693). Татьяна Бушмелева.

Список статей

Комментарии

Здесь пока никто ничего не писал

Писать сообщения могут только Зарегистрированные и Авторизированные пользователи.
Яндекс.Метрика