Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
E-mail
  Пароль
Регистрация   Забыли пароль?

Афиша Команда Команда О театре Пресса Архив
Сезоны


Отдаленное настоящее

В Москве в Театральном центре на Страстном прошел молодежный форум-фестиваль "Артмиграция", организованный Союзом театральных деятелей России. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

 

Ставший уже традиционным фестиваль "Артмиграция" — лишь часть большой молодежной программы Союза театральных деятелей, в которой есть место и летней школе, и молодежным грантам, и интернет-проектам. Как сказано в информационных материалах, цель фестиваля — "стимулирование молодежной творческой мобильности, создание мотиваций для театрального риска и эксперимента". В переводе на язык повседневной практики это означает, что СТД поощряет молодых столичных режиссеров уезжать на постановки в нестоличные, то есть не московские и не петербургские, театры. На "Артмиграцию" привозят лучшие, по мнению экспертного совета, образцы этой мобильности. Проводят фестиваль живо, неформально, билетами не торгуют, пускают всех желающих, поэтому в зале благодарная молодежь, в том числе стипендиаты СТД, сидят вперемешку с озабоченными тетками-театралками, завсегдатаями бесплатных показов.

Едва ли не главное открытие фестиваля состоит в том, что экспертам есть из чего выбирать: прошли те недавние времена, когда в провинцию молодых режиссеров было калачом не заманить, да и сами театры опасались звать неопытных выпускников, хоть бы и из столиц. Теперь соблазны часто перевешивают трудности, а из разовых постановок нередко вырастают плодотворные союзы между режиссерами и театрами. Конечно, ситуации везде и у каждого разные. Один молодой режиссер попадает в знаменитую и не обделенную вниманием столиц академию, ведомую сильным лидером (на "Артмиграции", например, Ярославский театр имени Волкова под руководством Евгения Марчелли показал "Жестокие игры" Александра Созонова). Другой — в богом и критиками забытый областной или городской театр, золотой век которого давно в прошлом (да и был ли вообще?). Третий — в театр, откуда совсем недавно ушел талантливый худрук, а когда появится новый триггер прогресса, никому не известно.

Кировский Театр на Спасской несколько лет назад прославил режиссер Борис Павлович, человек "новодрамовской" закалки, знающий толк и в документальном, и в социальном театре. Потом Павлович из театра ушел. Но если бы его там никогда не было, еще неизвестно, как отнеслись бы кировские актеры к затее молодого режиссера Степана Пектеева, ученика Анатолия Парудина, в спектакле под названием "Мюнхгаузен" перебрать на сцене сразу несколько театральных стилей. Герой сказок Эриха Распе детям известен как персонаж мультфильмов, взрослым — как герой пьесы Григория Горина и телефильма Марка Захарова. В спектакле кировского театра рассказы барона-выдумщика срифмованы с основами актерской профессии. В первом действии зритель вправе недоумевать: к чему нам все эти упражнения и пробы то черно-белого пластического театра, то ироничного, то шутливо-бутафорского, с грубоватым лицедейством и наивными театральными эффектами? Замысел проясняется после антракта, когда актеры по очереди, каждый в гриме условного барона Мюнхгаузена перед закрытым занавесом, наедине с залом, рассказывают истории из своей жизни. Что там правда, а где прячутся Мюнхгаузены, так просто не разберешь, да это и не важно. Сам жанр — тоже не новинка, он позволяет рассмотреть каждого из актеров, и каждый из них оказывается по-настоящему интересен: в столицах подобная документалистика слегка приелась и пользоваться ею стали как старым трюком, а здесь она опять действенна и человечна.

Спектакль Талгата Баталова "Пустота" — тоже своего рода трюк, вернее, почти аттракцион, придуманный на основе пьесы Максима Черныша. Она рассказывает про сотрудников крупной компании, куда приходит новый руководитель — молодой миллионер. На основе пьесы вполне можно было бы снять телесериал, потому что офисная жизнь переплетена с домашней, супружеские пары разваливаются, начальники выбирают себе сотрудниц-жертв, все мечтают о личном счастье, и никто его не получает. В эффектном дощатом раструбе-тоннеле, придуманном художником Ольгой Никитиной, история из современной городской комедии положений превращается почти в фантасмагорию. Среда обитания "офисного планктона" обретает признаки какого-то сюрреалистического сна, персонажи которого никак не могут проснуться. Талгат Баталов не просто отлично придумал спектакль, но и провел большую, так сказать, педагогическую работу с труппой Тверского ТЮЗа, которая с молодым режиссером словно пересела на новый вид транспорта. А уж то, что в Твери зашевелились мракобесы и, говорят, в театр на "Пустоту" уже приходили какие-то комиссии местных защитников нравственности,— так это в наше скорбное время уж точно является верным показателем творческого роста.

http://kommersant.ru/doc/3087491

Роман Должанский
""Комерсантъ"". - 14 сентября 2016.





Статьи 81 сезона

Андрей Матюшин: «Мы устали от легкомысленного отношения к театру!» // "Новый вариант". - 24 августа 2016. Софья Линёва.
Николай Слободяник: «Главное в театре – сделать зрителя соавтором спектакля» // "Свойкировский". - 14 сентября 2016. .
В Москве на сцене Театрального центра СТД завершился молодежный форум-фестиваль "Артмиграция" // "Российская газета". - 16 сентября 2016. Наталья Шаинян.
Философия Мюнхгаузена // "Ревизор (информационный интернет-портал о культуре в России и за рубежом)". - 16 сентября 2016. Валерия Волокова.
Не надо красть калачи // "Бизнес новости в Кирове". - 18 сентября 2016. Анна Демчук.
Каренин тоже плачет // "Бизнес новости в Кирове". - 11 октября 2016. Елена Окатьева.
«Каренин»: известная трагедия с другого ракурса // "Свойкировский". - 11 октября 2016. Ульяна Колпакова.
«Каренин»: путь от жалости к нежности в два акта с одним антрактом // "Комсомольская правда в Кирове". - 11 октября 2016. Даша Савельева.
Страдания Каренина // "Наш город Киров". - 14 октября 2016. № 102 (899). Наталья Владимирова.
Поперёк тренда // "Вятский наблюдатель". - 14 октября 2016. № 2 (42). Мэри Лазарева.
"Каренин" // "NaDasuge". - 17 октября 2016. Наталья Панишева.
Дмитрий МОЗГОВОЙ: «Артмиграция». Послевкусие // "Экран и сцена". - 17 октября 2016. № 19. .
А пока нам есть что вспомнить! // "Вятский наблюдатель". - 27 января 2017. Людмила Нагаева.
Пища для Родины-матери // "Без формата". - 28 февраля 2017. Антон Бучин.
Актёры покажут его лишь раз // "Новая строка (издание о современной городской культуре и творческих людях)". - 07 марта 2017. Ангелина Свинина.
Что сейчас нужнее, Я или Мы? – вот в чем вопрос // "Вятский наблюдатель". - 03 марта 2017. № 9 (974). Мэри Лазарева.
Екатерина Рябова: «Современный театр выводит зрителя из зоны комфорта» // "Свойкировский". - 13 марта 2017. Надежда Нечанова.
Не промахнулись // "Бизнес новости в Кирове". - 24 апреля 2017. Елена Окатьева.
Маугли в каждом из нас // "Интернет-портал "Свойкировский"". - 24 апреля 2017. Ульяна Колпакова.
Джунгли на сцене и джунгли в жизни // "Новая строка (издание о современной городской культуре и творческих людях)". - 25 апреля 2017. Алина Пяткина.
Закон театральных джунглей // "Новый вариант". - 25 апреля 2017. Татьяна Лисик и Антон Бучин.

Список статей

Комментарии

Здесь пока никто ничего не писал

Писать сообщения могут только Зарегистрированные и Авторизированные пользователи.
Яндекс.Метрика