Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
E-mail
  Пароль
Регистрация   Забыли пароль?

Афиша Команда Команда О театре Пресса Архив
Сезоны


«Каренин»: путь от жалости к нежности в два акта с одним антрактом

В минувшие выходные в «Театре на Спасской» состоялась премьера спектакля «Каренин» по пьесе Василия Сигарева. Новая постановка театра сумела по-настоящему задеть зрителей за живое

Есть произведения, которые можно перечитывать снова и снова, и каждый раз воспринимать уже знакомую историю с некоей новой стороны. Сопереживать разным героям. К таким, безусловно, относится и «АннаКаренина» Льва Толстого. Классик дает своему роману имя главной героини, и это во многом определяет его взгляд на историю и его отношение. В отличие от своего первоисточника, спектакль «Каренин» (режиссер - Егор Чернышов) рассказывает зрителям историю Алексея Каренина, супруга Анны. Человека разумного, но слабого. В итоге получается история еще одной несчастной семьи, показанная через призму чувств и переживаний главы семейства.

Главный герой - Алексей Каренин (артист Андрей Матюшин) - в самом начале спектакля совершенно не располагает к себе. Человек деспотичный, ставящий репутацию семьи и свою личную выше семейных ценностей, он постепенно теряет уверенность в правильности своих жизненных ориентиров. И вот мы уже видим перед собой человека растерянного. Беспомощного. С каждой минутой вызывающего все большую жалость к себе. Он унижен. Буквально растоптан. Уничтожен.

Впрочем, если бы «Каренин» сводился только к истории погружения главного героя в бездну отчаяния, на самое его дно, это была бы совсем другая постановка. Не столь интересная и самому театру, и зрителю. Авторы же спектакля дают нам возможность наблюдать, как меняется герой, проходя сквозь череду испытаний - неверность жены, насмешки света. Поэтому ближе к финалу, пройдя сложный путь какой-то очень серьезной внутренней эволюции, Алексей Александрович словно преобразится и вызовет у зрителя уже иные эмоции: не жалость, но симпатию, искреннее сочувствие и даже, может быть, нежность.

В «Каренине» «Театра на Спасской» прекрасно, кажется, все: от игры артистов и сценографии (художник - Николай Слободяник) до подачи материала и его свежего прочтения. Кстати, именно чтение - а спектакль начинается в эстетике театральной читки, жанре давно ставшим самостоятельным и все продолжающем оставаться актуальным в современном нам театре - позволяет глубже погрузиться в происходящее на сцене. Артисты ведут все диалоги через зал, тем самым включая зрителя в беседу, в диалог. Этот же прием - когда герои разговаривают не столько друг с другом, сколько со зрителем - работает на то, чтобы подчеркнуть и холодность, отчужденность между персонажами. Их тотальное одиночество. Ощущение, что тебя не способен понять даже самый близкий тебе человек.

Безликие манекены на сцене создают толпу. Молчаливую массу. И она, несмотря на свою статичность, не просто обрамляет, но так или иначе участвует, живет внутри этой истории. В каждой сцене. Где-то молча порицая героев. А где-то - безмолвно же поддерживая.

Вся история разворачивается в контражуре. Мы видим героев в максимально ярком, ровном свете лайтбоксов, создающих ощущение близости персонажей века девятнадцатого, написанных Толстым, нашему времени. Их фигуры подчеркнуты. Чувства обострены. Рваный, ломаный ритм спектакля (во многом задающийся не только пьесой и режиссерским рисунком, придуманным для артистов, но и музыкой, написанной композитором Сергеем Ушаковым) создает внутреннее напряжение, будто пускает ток по проводам. И зритель, не смотря на особенное - через остранение - существование артистов, не может не сочувствовать и не сопереживать. Эмоции, которые вызывает спектакль, настолько сильные, что и день, и два спустя, хочется мысленно возвращаться к увиденному. Не просто освежить в памяти книгу и перечитать классика, но и обдумать, понять что-то такое - о себе, о мире, о человеке. О том, возможно ли искупление. И если да, то какой ценой.

Даша Савельева
"Комсомольская правда в Кирове". - 11 октября 2016.





Статьи 81 сезона

Андрей Матюшин: «Мы устали от легкомысленного отношения к театру!» // "Новый вариант". - 24 августа 2016. Софья Линёва.
Отдаленное настоящее // ""Комерсантъ"". - 14 сентября 2016. Роман Должанский.
Николай Слободяник: «Главное в театре – сделать зрителя соавтором спектакля» // "Свойкировский". - 14 сентября 2016. .
В Москве на сцене Театрального центра СТД завершился молодежный форум-фестиваль "Артмиграция" // "Российская газета". - 16 сентября 2016. Наталья Шаинян.
Философия Мюнхгаузена // "Ревизор (информационный интернет-портал о культуре в России и за рубежом)". - 16 сентября 2016. Валерия Волокова.
Не надо красть калачи // "Бизнес новости в Кирове". - 18 сентября 2016. Анна Демчук.
Каренин тоже плачет // "Бизнес новости в Кирове". - 11 октября 2016. Елена Окатьева.
«Каренин»: известная трагедия с другого ракурса // "Свойкировский". - 11 октября 2016. Ульяна Колпакова.
Страдания Каренина // "Наш город Киров". - 14 октября 2016. № 102 (899). Наталья Владимирова.
Поперёк тренда // "Вятский наблюдатель". - 14 октября 2016. № 2 (42). Мэри Лазарева.
"Каренин" // "NaDasuge". - 17 октября 2016. Наталья Панишева.
Дмитрий МОЗГОВОЙ: «Артмиграция». Послевкусие // "Экран и сцена". - 17 октября 2016. № 19. .
А пока нам есть что вспомнить! // "Вятский наблюдатель". - 27 января 2017. Людмила Нагаева.
Пища для Родины-матери // "Без формата". - 28 февраля 2017. Антон Бучин.
Актёры покажут его лишь раз // "Новая строка (издание о современной городской культуре и творческих людях)". - 07 марта 2017. Ангелина Свинина.
Что сейчас нужнее, Я или Мы? – вот в чем вопрос // "Вятский наблюдатель". - 03 марта 2017. № 9 (974). Мэри Лазарева.
Екатерина Рябова: «Современный театр выводит зрителя из зоны комфорта» // "Свойкировский". - 13 марта 2017. Надежда Нечанова.
Не промахнулись // "Бизнес новости в Кирове". - 24 апреля 2017. Елена Окатьева.
Маугли в каждом из нас // "Интернет-портал "Свойкировский"". - 24 апреля 2017. Ульяна Колпакова.
Джунгли на сцене и джунгли в жизни // "Новая строка (издание о современной городской культуре и творческих людях)". - 25 апреля 2017. Алина Пяткина.
Закон театральных джунглей // "Новый вариант". - 25 апреля 2017. Татьяна Лисик и Антон Бучин.

Список статей

Комментарии

Здесь пока никто ничего не писал

Писать сообщения могут только Зарегистрированные и Авторизированные пользователи.
Яндекс.Метрика