Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

Мне в холодном Провале тепло

Начало нового театрального сезона в Кирове порадовало премьерами классики – «Игроков» Гоголя (в драматическом имени С.М. Кирова) и «Горячего сердца» Островского (на Спасской).

Господа Обмановы

«Игроки» Гоголя - история о том, как одного опытного шулера «развела» шайка ещё более опытных авантюристов. А если на нынешний лад, то мораль сей пьесы, грубо говоря, такова: на всякого Березовского найдётся управа типа Путина и Ко. Но режиссёр Игорь Жетинёв, актуализируя Гоголя, конечно, до политических аллюзий не опустился. В его постановке реализована метафора России как страны тотального обмана и мошенничества...

Место действия в исполнении художника Анатолия Караульного - мрачноватое пространство, ограниченное зеркальными дверями-картами и затянутое верёвочной паутиной. «Закрытая Россия». В особо напряжённые моменты на сцене темнеет - и паутина подсвечивается красным. В полутьме слоняются пиковые дамочки в чёрных масках - и делают пассы руками, наводя порчу. Страшно, аж жуть...

Всё это придумано как-то уж чересчур элементарно. Постановщики попытались напустить мистики, но использовали довольно-таки плоскую символику. Для чего? Чтобы и дураку было понятно?

Опутанные инфернальной паутиной и «ведьмами полусвета», вокруг чёрного-пречёрного игрового стола крутились ещё и персонажи, трудно отличимые друг от друга. Заметнее всех просеменил с отдельным концертным номером на тему пьянства и взяток подставной чиновник Замухрышкин (Сергей Пушкин), вызвав шквал аплодисментов. А главный герой Ихарев - юноша бледный со взором горящим (Иван Шевелёв) - зажёг публику ближе к финалу, произнеся монолог о плутах и мошенниках, которые тебя переплутуют и перемошенничают: «Такая уж надувательная земля! Только и лезет тому счастье, кто глуп, как бревно, ничего не смыслит, ни о чём не думает, ничего не делает!».

И никакие нам перестройки, «оттепели» и модернизации не помогут. Короче, спектакль драмтеатра - ещё один аргумент в сегодняшней дискуссии о России как гигантском Провале (в духе Остапа Бендера) между Востоком и Западом. Правда, этот аргумент - второй свежести: судя по Интернету, Жетинёв и Караульный уже ставили «Игроков» в 2007-м в Кемерове, а сейчас просто повторили в Кирове. Повторение - мать... чего?

Красиво жить не запретишь

На дворе у нас воистину XIX век, раз уж и Театр на Спасской взялся за преемника Гоголя - Александра Островского. В комедии «Горячее сердце» режиссёр Вячеслав Ишин развернул впечатляющую картину «тёмного царства» провинциального городка типа Вятки: здесь хозяева жизни сутками спят, пьют и впадают в маразм - как купец Курослепов (Анатолий Свинцов), страшатся придуманных врагов, ведут вечную войну на Кавказе, имеют продажную власть - в лице городничего Градобоева (Владимир Жданов) - и бесятся с жиру, как богач Хлынов (Александр Королевский).

Городничий глуп, как сивый мерин, - и всем обликом (усатого отставного военкома) и повадками смахивает на нашего Б. Взявший его на содержание Хлынов тоже списан с нынешних - и местных олигархов, и более крупных, вроде Абрамовича. За полтора века российской истории в «их нравах» ничего не изменилось. Было где разгуляться артистическим талантам Жданова и Королевского! Им посчастливилось блеснуть в ролях, игранных корифеями МХАТа Тархановым и Москвиным в середине 1920-х...

В этом гниющем болоте самодурства и коррупции возник и пресловутый «луч света в тёмном царстве»: дочь Курослепова Параша (Анна Шварц, в очередь с дебютанткой Дарьей Сосновской) убегает из-под семейного гнёта замуж за нелепого, но доброго приказчика Гаврюшу (Данил Русинов). Вероятно, чувствуя, что сегодня выскочить из-под опеки папаши замуж - героизм невеликий, постановщик вкладывает в парашины уста светлую мечту уехать в Голливуд сниматься у братьев Коэнов. Вспыхивающий при этом прожектор реально метит Парашу «лучом света». Придётся ей менять неблагозвучное русское имя на более голливудское. Пустите Парашу в Америку!

Впрочем, и в родной глухомани ей найдётся звёздная роль: на сцене, по замыслу Ишина, буйствует праздник жизни. «Верхи» под руководством Хлынова красиво разлагаются, а «низы» (ряженые под народ студенты музколледжа) весь вечер играют на музинструментах и душевно поют народный романс: «Домик стоит над рекою, / Пристань у самой реки. / Парень девчонку целует, / Просит он правой руки. / Верила, верила, верю, / Верила, верила я. / Но никогда не поверю, / Что ты разлюбишь меня. / Белую розу срываю, / Красную розу дарю, / Жёлтую розу разлуки / Я под ногами топчу...».

Этакая симфония «элиты» и народа! Классовый симбиоз удава и кроликов. Горько! Несмотря на «произвол путинского режима», жить пока что вроде бы можно. Красиво - не запретишь. Публика устроила артистам и режиссёру овацию. Уйдя с премьеры, я до сих пор напеваю: «Верила, верила, верю, / Верила, верила я...». Вот привязалось!

Михаил Коковихин

Вятская особая газета - 15 октября 2009




Читайте также

Казнить нельзя помиловать // «Вятская книга 2009». - 01 апреля 2011. № 2. А.Д. Мильчаков.

«Так-то да» - попытка осознать, где мы... // «Вятская книга 2009». - 01 апреля 2011. № 2. Н. Панишева.

У нас ещё в запасе 14 минут // «Вятская особая газета». - 01 июля 2010. № 25. Михаил Коковихин.

Мы или не мы? // «Вятский наблюдатель». - 01 июля 2010. № 27. Мэри Лазарева.

Есть одно «НО»: ты живёшь в Кирове... // «Новый вариант». - 01 июля 2010. № 26. Ольга Салтыкова.


   

В

In

In

In

In