Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
E-mail
  Пароль
Регистрация   Забыли пароль?

Афиша Команда Команда О театре Пресса Архив
Сезоны


Пища для Родины-матери

Перформанс или спектакль? Провокация или крик о помощи? Родина или территория?

Пошли как-то Линч, Эйзенштейн и Еврипид в бар. Там задумали вместе поставить спектакль. Эйзенштейн кричал про театр аттракциона, Линч настаивал на красном платье для актрисы. А Еврипид, оторвавшись от выпивки, сказал: “Сейчас забабахаю пьесу” — и уснул. 
Звучит как анекдот? Для “Театра на Спасской” в Кирове это — эксперимент под названием “Midea”, который у меня никак не получается назвать перформансом (хотя зрители и порывались). Спектаклем — пожалуйста. Но не перформансом.

 

Хоть убивай, хоть режь, но слово “перформанс” в коллективном сознании всегда ассоциируется с чем-то невероятно пафосным, бессмысленным и просто глупым. Что и подтвердили некоторые зрители во время обсуждения. Взять хотя бы известную в Интернете шутку про то, что если со сцены зрителей обматерил и на них же помочился — это перформанс. “Midea” же, хоть и не имеет традиционной сюжетной структуры — вполне себе спектакль. Хотя бы потому, что в ней различимы голоса художников — режиссёра, актёров, диджея. Потому что это — глубоко личная история, касающаяся каждого из нас. 
Описывать увиденное на сцене — бессмысленно не только из-за неимения сюжета, но и из-за специфики подобного “театра аттракциона” (привет от Эйзенштейна). Это тот случай, когда происходящее шокирует зрителя — не только действием (например, крики, на которые некоторые зрители обратили особое внимание), но и репликами (пронзительный, пробирающий до мозга костей монолог в исполнении заслуженной артистки РФ Татьяны Махнёвой). Но поговорить об основном посыле спектакля можно.

  
 “Midea” сравнивает Россию, которая проходила сквозь века через многочисленные трагедии (и правителей, эти трагедии породили) с героиней античного мифа — царицей Медеей, отравившей из мести мужу собственных детей. Это уже достаточно смелая метафора — особенно в нашу эпоху “цензуры масс”. Однако “наш” миф заканчивается по-другому — не Медея уничтожает детей, а дети пожирают собственную мать. Сама Россия-Медея выглядит очень по-Линчевски — в красном платье, освещённая синим прожектором. Кричащая. О “Петьке, что всех побрил, цивилизацию насадил, да только яйца себе отморозил”. Об “Ильи сыне, что обвесил проводами”. О “орле, каких больше нету — ох, накормил он меня моими же детьми. Кто сейчас так накормит?”.

  
 Первой мыслью было — “Почему это не фильм?”. В аннотации к спектаклю создатели сразу заверили, что это будет “на стыке жанров – танца, текста, видео, музыки”. Почему не кинематограф? Ведь, как утверждается в некоторых учебниках по кино, это “синтез театра, изображения и музыки”. Зачем переносить подобное спорное — и даже, по утверждениям некоторых зрителей — “провокативное” действо на подмостки? И по мере развития происходящего режиссёр Степан Пектеев отвечает на такой вопрос. 
Затем, что театр — это прежде всего живое общение со зрителем. Да, кинематограф может оставить бессмертный отпечаток: но есть вещи, о которых надо сейчас, вживую говорить. Или кричать — кто как чувствует. Главное — не молчать. И поговорить не так, что “высказались — разошлись”, а так, чтобы разговор продолжался даже наедине со своими мыслями. Как нам жить дальше? О чём кричит памятникРодине-матери на Мамаевом кургане? Отчего Медею разрывают её собственные дети? Есть ли способ вырваться из трагического круга?

Всё, как у классика: “Не даёт ответа”.

http://kirov.bezformata.ru/listnews/pisha-dlya-rodini-materi/55249803/

Антон Бучин
"Без формата". - 28 февраля 2017.





Статьи 81 сезона

Андрей Матюшин: «Мы устали от легкомысленного отношения к театру!» // "Новый вариант". - 24 августа 2016. Софья Линёва.
Отдаленное настоящее // ""Комерсантъ"". - 14 сентября 2016. Роман Должанский.
Николай Слободяник: «Главное в театре – сделать зрителя соавтором спектакля» // "Свойкировский". - 14 сентября 2016. .
В Москве на сцене Театрального центра СТД завершился молодежный форум-фестиваль "Артмиграция" // "Российская газета". - 16 сентября 2016. Наталья Шаинян.
Философия Мюнхгаузена // "Ревизор (информационный интернет-портал о культуре в России и за рубежом)". - 16 сентября 2016. Валерия Волокова.
Не надо красть калачи // "Бизнес новости в Кирове". - 18 сентября 2016. Анна Демчук.
Каренин тоже плачет // "Бизнес новости в Кирове". - 11 октября 2016. Елена Окатьева.
«Каренин»: известная трагедия с другого ракурса // "Свойкировский". - 11 октября 2016. Ульяна Колпакова.
«Каренин»: путь от жалости к нежности в два акта с одним антрактом // "Комсомольская правда в Кирове". - 11 октября 2016. Даша Савельева.
Страдания Каренина // "Наш город Киров". - 14 октября 2016. № 102 (899). Наталья Владимирова.
Поперёк тренда // "Вятский наблюдатель". - 14 октября 2016. № 2 (42). Мэри Лазарева.
"Каренин" // "NaDasuge". - 17 октября 2016. Наталья Панишева.
Дмитрий МОЗГОВОЙ: «Артмиграция». Послевкусие // "Экран и сцена". - 17 октября 2016. № 19. .
А пока нам есть что вспомнить! // "Вятский наблюдатель". - 27 января 2017. Людмила Нагаева.
Актёры покажут его лишь раз // "Новая строка (издание о современной городской культуре и творческих людях)". - 07 марта 2017. Ангелина Свинина.
Что сейчас нужнее, Я или Мы? – вот в чем вопрос // "Вятский наблюдатель". - 03 марта 2017. № 9 (974). Мэри Лазарева.
Екатерина Рябова: «Современный театр выводит зрителя из зоны комфорта» // "Свойкировский". - 13 марта 2017. Надежда Нечанова.
Не промахнулись // "Бизнес новости в Кирове". - 24 апреля 2017. Елена Окатьева.
Маугли в каждом из нас // "Интернет-портал "Свойкировский"". - 24 апреля 2017. Ульяна Колпакова.
Джунгли на сцене и джунгли в жизни // "Новая строка (издание о современной городской культуре и творческих людях)". - 25 апреля 2017. Алина Пяткина.
Закон театральных джунглей // "Новый вариант". - 25 апреля 2017. Татьяна Лисик и Антон Бучин.

Список статей

Комментарии

Здесь пока никто ничего не писал

Писать сообщения могут только Зарегистрированные и Авторизированные пользователи.
Яндекс.Метрика