Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
E-mail
  Пароль
Регистрация   Забыли пароль?

Афиша Команда Команда О театре Пресса Архив
Сезоны


Закон театральных джунглей

“Мы с тобой одной крови, ты и я” — говорит зрителю “Театр на Спасской” в Кирове

 - Попробовал я разных грибочков, ягод и цветочков. Некоторых лучше бы и не пробовал! Вот так и получил я мудрость.

 Не самые разумные слова для наставника главного героя? Возможно. Но ведь и Йода из “Звездных войн” говорил: “Джедаи ужинают сейчас!” Кто знает, может, старый магистр на болотной планете постигал пути Силы точно таким же способом — поедая “грибочки и ягоды”? Может, мудрость вообще не назидательна, не нравоучительна, не пафосна?

 О примечательных свойствах лесных богатств с умилением говорил медведь Балу (Александр Королевский) в постановке “Театра на Спасской” “Маугли”. Некоторые из этих свойств зритель может увидеть и сам: персонажи в “Маугли” двоятся (как сам человеческий детеныш, который вступает в диалог со своим альтер-эго), или едины в трех лицах (как Багира, которая состоит из самой Багиры, тени и тени тени), а некоторые (Шерхан) и не появляются вовсе! Что это такое, спросит какой-нибудь очень взрослый, суровый и правильный критик? Спектакль же детский! Может, постановка для детей должна быть проста, как три копейки, и понятна, как надпись “Мойте руки перед едой”?

 На самом деле за кажущимися “новомодными выкрутасами” скрыты мотивы и идеи древние, как и сами джунгли — темы смерти, выбора храбрости вместо трусости, верности друзьям. И с маленьким зрителем на “Маугли” можно идти смело, особенно — если ему захочется познакомиться с миром театра. По правде говоря, на “Маугли” будет комфортно себя чувствовать и взрослый. Хотя бы потому, что действие начинается не с традиционной экспозиции, а с демонстрации работы актёров, монтировщиков и декораторов! Подчёркивая условность действия, режиссёр Степан Пектеев добивается абсолютно обратного эффекта: и неважно, что Маугли (Сергей Трёкин) со сцены заявляет, что всё это — представление, зрители по-прежнему видят перед собой джунгли, мудрого медведя и героя в окружении волчьей стаи. В момент, когда под луч света попадает дискошар, по залу прокатился восторженный визг малышей, живущих в эпоху 3D и 4К. Возгласы маленьких зрителей показывают, что иногда и самым незамысловатым приёмом, совершённым в нужное время и место, можно добиться самого живого отклика. Недобрый критик скажет, что у Пектеева всегда идёт какая-то эмоциональная “накрутка” зрителя и он необычно реагирует на те обстоятельства, на которые в другое время не среагировал бы в жизни. Но признаем же: в джунглях тоже кричат. И не трюкачество здесь главный помощник режиссёра. Уже в третий раз “Театр на Спасской” показывает спектакль, основанный на эмоционально мощном, достойном текстовом первоисточнике. И для спектакля по Редьярду Киплингу такая основа, пожалуй, лучше всего. Пектеев лично адаптировал знаменитую сказку для сцены. И с учетом его предыдущих работ — “Мюнхгаузена” и “Мidеи” — создаётся ощущение, будто режиссёр читает зрителю стихотворную оду театру. Если это так, то это высшая форма поэзии.

Однако режиссёр не был бы сам собой, если бы не нашёл в “Маугли” места юмору и иронии. Первое появление величественной Скалы совета пафосным назвать никак не получится: декорацию везут работники сцены, а на ней лежит зазевавшийся актёр. Джунгли возникают буквально из ниоткуда, уже когда зритель потерял надежду на декорации, их изображающие. Пускай условно — но явление. И, конечно, в конце не обошлось без танца — традиционного окончания любого индийского представления. Только без переигрываний и натянутых перипетий, столь свойствнных творениям Болливуда!

 Отсюда возникает и вопрос — каким должен быть театр XXI века и должен ли юный зритель, приходящий в театр впервые, сразу понимать его условность? Ответ очевиден — да. “Маугли” — о том, что условность не скрывает и не отменяет ничего истинного. Собственно, все лучшие сказки мира — тоже об этом.

Татьяна Лисик и Антон Бучин
"Новый вариант". - 25 апреля 2017.





Статьи 81 сезона

Андрей Матюшин: «Мы устали от легкомысленного отношения к театру!» // "Новый вариант". - 24 августа 2016. Софья Линёва.
Отдаленное настоящее // ""Комерсантъ"". - 14 сентября 2016. Роман Должанский.
Николай Слободяник: «Главное в театре – сделать зрителя соавтором спектакля» // "Свойкировский". - 14 сентября 2016. .
В Москве на сцене Театрального центра СТД завершился молодежный форум-фестиваль "Артмиграция" // "Российская газета". - 16 сентября 2016. Наталья Шаинян.
Философия Мюнхгаузена // "Ревизор (информационный интернет-портал о культуре в России и за рубежом)". - 16 сентября 2016. Валерия Волокова.
Не надо красть калачи // "Бизнес новости в Кирове". - 18 сентября 2016. Анна Демчук.
Каренин тоже плачет // "Бизнес новости в Кирове". - 11 октября 2016. Елена Окатьева.
«Каренин»: известная трагедия с другого ракурса // "Свойкировский". - 11 октября 2016. Ульяна Колпакова.
«Каренин»: путь от жалости к нежности в два акта с одним антрактом // "Комсомольская правда в Кирове". - 11 октября 2016. Даша Савельева.
Страдания Каренина // "Наш город Киров". - 14 октября 2016. № 102 (899). Наталья Владимирова.
Поперёк тренда // "Вятский наблюдатель". - 14 октября 2016. № 2 (42). Мэри Лазарева.
"Каренин" // "NaDasuge". - 17 октября 2016. Наталья Панишева.
Дмитрий МОЗГОВОЙ: «Артмиграция». Послевкусие // "Экран и сцена". - 17 октября 2016. № 19. .
А пока нам есть что вспомнить! // "Вятский наблюдатель". - 27 января 2017. Людмила Нагаева.
Пища для Родины-матери // "Без формата". - 28 февраля 2017. Антон Бучин.
Актёры покажут его лишь раз // "Новая строка (издание о современной городской культуре и творческих людях)". - 07 марта 2017. Ангелина Свинина.
Что сейчас нужнее, Я или Мы? – вот в чем вопрос // "Вятский наблюдатель". - 03 марта 2017. № 9 (974). Мэри Лазарева.
Екатерина Рябова: «Современный театр выводит зрителя из зоны комфорта» // "Свойкировский". - 13 марта 2017. Надежда Нечанова.
Не промахнулись // "Бизнес новости в Кирове". - 24 апреля 2017. Елена Окатьева.
Маугли в каждом из нас // "Интернет-портал "Свойкировский"". - 24 апреля 2017. Ульяна Колпакова.
Джунгли на сцене и джунгли в жизни // "Новая строка (издание о современной городской культуре и творческих людях)". - 25 апреля 2017. Алина Пяткина.
Это надо видеть! // "Наш город". - 07 апреля 2017. № 37-07. Татьяна Калинина.
Чудо любви состоялось // "Портал Киров.ru". - 18 мая 2017. Ольга Дёмина.
«Обыкновенное чудо» или «Чудо любви». В Кирове показали старую добрую сказку // "Интернет-портал "Свойкировский"". - 18 мая 2017. Ульяна Колпакова.

Список статей

Комментарии

Здесь пока никто ничего не писал

Писать сообщения могут только Зарегистрированные и Авторизированные пользователи.
Яндекс.Метрика