Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
E-mail
  Пароль
Регистрация   Забыли пароль?

Афиша Команда Команда О театре Пресса Архив
Сезоны


Спешите делать добро, 21-й век

Уникальный "опыт сопереживания" человечному человеку и другим обитателям постиндустриального мира предлагает театр на Спасской

Большая удача для провинциального театра, счастье для зрителя – когда последние с удивлением, почти не узнавая своих любимых актёров (настолько они выпадают из амплуа и даже привычного визуального облика), без всяких внешних эффектов и стимуляций могут с трепетным вниманием всматриваться, вслушиваться в творимое на сцене. С верой в каждое сказанное слово внутри искусственной реальности.

Хотя опять-таки, как в лучших спектаклях театра на Спасской за последние годы, ничего особого здесь вроде бы не происходит. Ни динамичного экшена, ни страстных диалогов. Ничего такого. Сплошные паузы, знаковое молчание героев и давящее на психику монотонные звуки вместо музыки. Но ведь и спектакль "Человечный человек" (далеко не Ленин, как учили советских школьников) по пьесе финского драматурга поставлен приглашённым молодым  режиссёром Алексеем Зиминым на основе национального характера, известного в общих чертах своей невозмутимостью и "тормознутостью".

 

Праведник вреден больному обществу?

При этом пьеса отражает тревожные и вполне транснациональные психо-социальные тенденции постиндустриального общества. Отмеченные, в данном случае, в одной из самых богатых и благополучных стран мира – Финляндии, где созданы вроде бы все условия для жизни человека. Чтобы каждый стал "человечным" и счастливым. Ан нет, таковой находится только один, скромный праведник Карри Куккиа. Александр Королевский. Именно его (как и куда более прославленного предшественника две тысячи лет назад) не приемлет общество в целом и каждый по отдельности. Ибо все тяжело больны, у людей разрушены межчеловеческие и семейные связи, а он своим присутствием невольно высвечивает скрытые душевные и социальные недуги. Тихий и старательный,  ненавязчиво делающий добро всем окружающим, Карри Куккиа близок лишь неполным неудачникам, одиноким и юродивым. А тех, кто строит карьеру и старается держать лицо, он только бесит и злит.

Так – поначалу. Развитие темы в том, что Карри Кукиа всё-таки помогает своим родным выпутаться из сложного семейного узла, в который попал его сын и внучка (они и есть яркие неудачники: Ирек Галлямов и Александра Попова), делом и молчаливым участием  поддерживает немощную старуху (Татьяна Махнёва), составляет компанию бесконечно одинокому и крикливому Калеви Мухе (Александр Карпов), выручает из беды офисного гадёныша, который того не стоит, и становится другом внучке Райсе. Такой человек не может жить долго, его уход и переживания по этому поводу окружающих подробны и детальны  – но всё это ни минуты не скучно.

Вот такой поистине волшебный спектакль, гуманно-бескомпромиссный, стильный и продуманный до каждой мелочи, был создан (именно создан!) на исходе театрального сезона, и в целом очень удачного и плодотворного. Но данная работа – особый повод для гордости и показа его на любом уровне, в любой привередливой аудитории. И, повторяю, счастье для зрителей, которые с успехом претерпевают душеполезный, как указано в  программке, "опыт сопереживания". Теперь уже не скажут, что в театре на Спасской взрослым людям нечего смотреть!

 

Перед каникулами: время любить актёра

И какие созданы характеры! Как айсберги: лишь немного на поверхности, остальное скрыто, но ощутимо. Кажется, здешние актёры ещё не работали с такой сдержанностью, внутренней отдачей и пониманием глубины человеческих отношений. Начиная с Королевского, коего остаётся просто поздравить – даже не с одной из своих поистине звёздных ролей, по которым хочется вспоминать историю театра, а с вершиной актёрской карьеры. Как говорится, весь путь от пылкой молодости к плодоносящей зрелости. Его финский герой совершенен, остальные же – далеко не.

Просто перечислим, хотя каждый исполнитель заслуживает отдельного разбора и горячего дифирамба: потрясающую, трогательную клоунессу Татьяну Махнёву, Наталию Красильникову и Наталью Сидорову – двух харизматичных красавиц, которых никто не узнает в замученной жизнью и самой собою матери семейства (как будто из человека выкачали весь воздух). Суетливо-нервную, с избытком прагматичную бывшую жену Карри (Марина Наумова – снова и заслуженно звезда театра). Бестолкового, шумного, бесконечно несчастного Александра Карпова (сдавшего квартирку праведнику). Неузнаваемого же (особенно после предыдущего спектакля "Гудбай, Берлин!", где он брутален) Ирека Галлямова, тоже изрядно побитого жизнью и супругой (сын праведника). Офисный планктон, который проклят вовеки и ему ничего уже не поможет (Нина Чернышова, Артём Гукенгеймер). Бедные люди, это же мы. Господи, жалко всех, а в итоге в непроглядной черноте сцены появляется внутренний свет. То есть надежда на нечто, смутно связанное с зарождением новой жизни. И только на это, а больше, как видно, не на что...

 

Это сильный и честный поступок

Простой сюжет – однако умышленный аскетизм и дополнительный тайный смысл предметов и конструкций (художник Катерина Андреева). Радикальное решение из сцепленных между собой "окон жизни", делящее пространство сцены на ближний и дальний план. Ближе к финалу они трансформируются в конфигурацию вроде креста, что усиливает сходство героя с Спасителем. Абсолютно креативно и необычно работает звук.  По ряду неявных признаков перед нами вообще спектакль нового поколения, по-новому построенный и действующий на сознание зрителя, пробивающий "четвёртую стену" по пути к нему. В ситуации нарастающего культурного вакуума. общего упадка театрального дела в провинции и низведения его до статуса "услуги" этот спектакль – сильный и честный поступок. Наш ответ хаосу и одичанию.

Однако глянем трезво: большая часть населения, равнодушного к театру и искусству как таковому (это, по статистике, 90 процентов от общего числа живущих), вообще ничего не заметила. Тем хуже для неё. Примерно понимая это, дирекция театра пыталась разбудить общественные инициативы, подвигнуть жителей города на проведение различных акций типа "спешите делать добро". Мимо. А вот активизировать зрительский интерес силами самим работников театра удалось: они дарили билеты на спектакль "Человечный человек " тем самым людям из 90%. Уборщицам, охранникам, даже вполне продвинутым предпринимателям, которые тем не менее "никогда не...". Вот бы послушать их отзывы и впечатления.

Мэри Лазарева
"Вятский наблюдатель". - 08 июня 2018. - № №23 (88).



Статьи 82 сезона

Драматург Роберт Коаль: «Мы находимся перед возможностью соединить компьютер и театр» // "Свойкировский". - 02 октября 2017. .
«Нет ни одной счастливой семьи» // "Страстной бульвар". - 17 ноября 2017. № 2-202. Вера Сердечная.
Белый конь или «пятюня»? // "Бизнес новости в Кирове". - 27 ноября 2017. Елена Окатьева.
О горошинах, розах и соловьях... // "Свойкировский". - 14 декабря 2017. Наталья Панишева.
С театральным акцентом // "Аргументы и факты". - 16 февраля 2018. .
Путешествие в себя // "Бизнес новости в Кирове". - 12 марта 2018. Елена Окатьева.
Гудбай Берлин, Гитлер капут, дружба фройндшафт: новый спектакль театра на Спасской восторженно принят публикой // "Вятский наблюдатель". - 27 марта 2018. Мэри Лазарева.
Отзвук "Золотой маски" и скандинавской драмы достиг Кирова // "Вятский наблюдатель". - 12 апреля 2018. Мэри Лазарева.
«Гудбай, Берлин!»: о бытии собой и позволении другим быть другими // "Интернет-портал "Новый вариант"". - 12 марта 2018. Ольга Салтыкова.
Ненужная доброта // "Бизнес новости в Кирове". - 03 июня 2018. № 22 (487). Елена Окатьева.

Список статей

Комментарии

Здесь пока никто ничего не писал

Писать сообщения могут только Зарегистрированные и Авторизированные пользователи.
Яндекс.Метрика