Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

На сцену - на белом коне

25 ноября в Театре на Спасской состоялся творческий вечер актёра Александра Королевского, посвящённый 25-летию его творческой деятельности.

Александра Королевского

Это был и «Королевский выход» и «Королевский приём» – на сцене демонстрировались кадры и сцены из сыгранных Александром спектаклей, а потом были поздравления официальных лиц, коллег и друзей, которых у юбиляра значительно больше, чем мог вместить зрительный зал.

Виновник торжества принимал посетителей на «больничной» койке, установленной на сцене, так как одна из самых значительных его ролей, сразу принёсшая огромный успех, – роль Алана – пациента психиатрической клиники. Двадцать пять лет назад Александр въехал на сцену на белом коне, как и полагается человеку с фамилией Королевский. И выиграл этот «заезд». Руководство ТЮЗа сделало ставку на талант и работоспособность молодого актёра, выпускника Саратовского театрального училища. И не проиграло.


Королевский выход

В Кирове он с 1986-го года. Сначала определил себе дату: три года работает – и уезжает. Но так и не вырвался, потому, что, во-первых, главреж Александр Клоков с директором Ольгой Симоновой вели очень мудрую политику: если человек был нужен, для него делали всё – даже невозможное. Давали роли, жильё, давали почувствовать его ценность и востребованность... А, кроме того, в Кировском ТЮЗе Александр встретил Елену Васильеву, их семейному союзу более 20 лет.

Самая первая роль Королевского – в спектакле по Приставкину «Солдат и мальчик». Александр играл 12-летнего парня, а ему говорили: «Ты всё-таки мальчика играешь! А у тебя усы вон какие густые. Ты бы их сбрил, что ли». Потом были роли в «Людвиге XIV» и «Чудесах в ожидании лета». Шестнадцатилетнего героя «Над пропастью во ржи» он играл в сорок лет – и ни один из сидевших в зрительном зале людей не поверил бы, что артист – не ровесник своего героя. Королевский справлялся с «трудным возрастом» великолепно. Ну а самая значительная роль из первых – это, конечно, в «Эквусе» по Шефферу. Спектакль произвёл настоящий фурор. И не только потому, что в нём впервые на вятской сцене появились обнажённая актриса и настоящий конь, а весь спектакль был поставлен в стилистике «следственного эксперимента», где зал – постоянный свидетель происходящего, но и потому, что главного героя Королевский сыграл потрясающе. Так что и сейчас (особенно сейчас) его игра может служить эталоном для молодых актёров. На его ролях можно учить студентов из театральных училищ, как играть, чтобы даже у самого «непробиваемого» зрителя пробегали мурашки по коже. В прямом и переносном смысле Королевский въехал на сцену на белом коне – самом непредсказуемом своем «партнёре».

Народная артистка РФ, в недавнем прошлом директор театра на Спасской, Ольга Симонова вспоминала, что конь, сыгравший дебютную роль на кировской сцене, был цирковым, звался Вермутом. «Эквус» шёл с аншлагами. Но однажды конь наотрез отказался заходить в театр, спектакль пришлось отменить. Возили эту постановку и в другие города. Коней искали на месте. В Свердловске, когда лавина старшеклассников ломанулась в зал с ором, громом, гамом, конь испытал настоящий стресс, встал на дыбы. Но Александр Королевский справился с ситуацией так, как будто было по сюжету. 

Актёра часто ассоциировали с его героями. И это, наверное, высший пилотаж в профессии. Потом «пришёл» вампиловский Зилов из «Утиной охоты» – интеллигент, чья «жизнь проиграна» и для которого «настали последние времена». Эту да и все другие роли (например, в спектаклях «Женитьба», «Чайка», «Таланты и поклонники», «Мольер», «Сон в летнюю ночь», «Горячее сердце» и др.) актёр прочувствовал и прожил по-настоящему, поскольку ему дорог настоящий психологический театр, когда на сцене, как он сказал в одном интервью, «не обезьяньи морды, на которых мимикой изображаются горе или радость, а когда всё творится внутри актёра, а зритель понимает происходящее не из текста или гримас, а из энергетики и посылов души».

Одна из недавних психологических работ Александра – старшина Васков в спектакле «А зори здесь тихие...» Бориса Васильева. Не сильно образованный, простовато-грубоватый, стесняющийся молодых девчат, попавших под его начальство и опеку, защищающий их и мстящий за них фрицам, как за самых дорогих и близких людей, Васков Королевского – один из тех самоотверженных и надёжных людей, благодаря которым и победила страна в Великой Отечественной войне.

С женой-актрисой Еленой Васильевой Александр сыграл во многих спектаклях. В «Письмах любви» они за полтора часа пережили «историю длиною в жизнь». Он и Она читают письма, которые писали друг другу с детства. Попавшие в водоворот жизни, эти двое любящих людей когда-то потеряли друг друга, не успев сказать и понять самое важное. У каждого – семья, дети, свои заботы, радости и печали. За всю жизнь – лишь несколько мимолетных встреч и невозможность быть рядом. Единственная нить, связывающая их на протяжении полувека, – письма. Супруги-актёры рассказали зрителям о любви и одиночестве, о том, как важно вовремя найти нужные слова, чтобы не потерять друг друга навсегда. 

Королевский приём

Поздравляющие Александра с 25-летием творческой деятельности выходили на сцену в белых халатах, как и принято при посещении пациентов в больницах. Настоящие врачи – кардиолог и невролог – поставили диагноз: «Тяжелейший недуг, поразивший «больного» давным-давно, прогрессирует и никогда его не покинет. Но что может быть прекраснее такого «недуга», как талант и талант подлинный?»

Заместитель председателя правительства области Александр Галицких зачитал поздравительную телеграмму от губернатора, где Королевский был назван актёром с ярким и глубоким дарованием, связавшим свою судьбу с Кировским театром юного зрителя и ставшим его мэтром. «Удивительная сила таланта, эмоциональная выразительность сделали Вас любимцем сцены, – говорится далее, – каждая ваша роль – урок профессионального мастерства для молодых актёров».

Председатель Кировского регионального отделения Союза художников РФ Сергей Горбачёв преподнёс Александру только-только законченную картину «Утро туманное», стараясь вместить в неё и «Эквуса», и «Утиную охоту», и мечты юбиляра, и его увлечение подводной охотой.

По словам коллег, Александру по плечу любые роли, но ему необходимы роли настоящих мужчин. Ему нужны такие роли, в которых он может реализовать наиболее полно свой дар, свои возможности. Одной из них может стать главная роль в спектакле «Пролетая над гнездом кукушки» по Кену Кизи, о которой давно мечтает актёр. Как и Алан, мистер МакМёрфи – пациент психиатрической больницы, бунтарь, только без белого коня, а само произведение схоже с «Эквусом» темой вечного конфликта личности и общества, свободы и ограничений, желаний и законов.

И пусть к Королевскому всё ещё не пришло звание «заслуженного», но, как сказал Александр Галицких, он бы давно дал актёру звание «народного», и это было бы справедливым «диагнозом».

Наталья Владимирова

Кировская правда - 30 ноября 2012




Читайте также

Я люблю… ходить на полупальцах и выдыхать буквы // «Вятский наблюдатель». - 14 декабря 2013. № 50 (755). Мэри Лазарева.

ZDвиг произошёл: повеяло крепким мужским духом // «Вятский наблюдатель». - 24 мая 2013. № 21 (778). Мэри Лазарева.

Zdвиг. И немного нервно. // «Бизнес Новости». - 19 мая 2013. № 20 (229). Елена Окатьева.

Про что танцует четвёртый ZDвиг? // «Вятский наблюдатель». - 17 мая 2013. № 20 (777). Мэри Лазарева.

Крутятся диски // «Бизнесс Клас». - 25 апреля 2013. № 4.


   

В

In

In

In

In