Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

Время собирать камни

«Der Stein» – «Камень» – на языке оригинала название нового спектакля Театра на Спасской по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, премьера которого состоялась 2 марта на экспериментальной сцене, звучит жёстче, резче, сильнее. В нём будто слышится отзвук той драмы – исторической, семейной, которая принадлежит веку XX, но которой ещё только предстоит быть осмысленной и отрефлексированной.

«Der Stein» – «Камень»

Жанр спектакля театром обозначен не был. «Семейная история», «трагедия памяти», «фамильные легенды и мифы» – равное право быть имеет любое из названий. 

Ни режиссёр (художественный руководитель театра Борис Павлович), ни драматург не ставят диагнозов. Не выносят приговоров. Пристально и кропотливо они исследуют природу мифа – его рождение, трансформацию, разрушение. Реконструируют процесс изменения исторической памяти и возвращения к своим истокам.

Вот герои спектакля – бабушка, мать, дочь – три поколения обычной немецкой семьи – садятся пить чай с пирогом и кладут руки на стол. Как знак высшего доверия, как символ того, что им нечего друг от друга скрывать. Но этот жест, многократно повторённый, окажется очередной обманкой. Слишком глубок омут памяти, и не всякий брошенный в него камень достигнет самого дна. Но круги по воде пойдут. И, как диктуют законы физики и драматургии, начнут расходиться и шириться. Год 1935-й, год 1945-й, 1953, 1978, 1993…

Поворотные моменты мировой истории отражены в судьбах отдельно взятой семьи – приход нацистов к власти, бомбардировка и уничтожение Дрездена, падение третьего рейха, бегство немцев в Западную Германию, разрушение Берлинской стены. Почти ни об одном из названных событий напрямую в пьесе и спектакле не говорится. Они лишь угадываются, как и подлинная история самой семьи. Многое остаётся за скобками. Многое обозначено лишь пунктиром. Но постепенно перед нами проступает правда. Подобно тому, как проявляется под белой штукатуркой на фасаде семейного дома красная краска. Это и напоминание о том, что тут когда-то жила еврейская семья, и символ драматической судьбы не только самой Кисы Шварцман (необыкновенная по глубине, трагическая, трогательная роль заслуженной артистки РФ Марины Карпичевой) и её мужа, но и всех евреев в годы Второй мировой.

Другое дело, что правда у каждого из героев своя. Каждый хранит свою версию далёких событий. И эта мозаика никогда не соберётся в единую картину. Хотя бы потому, что умение слушать и слышать не принадлежит к числу их добродетелей. Героям важнее докричаться до другого. Донести свою правду. Рассказать, проговорить себя в надежде быть услышанными. Страшно блуждать по коридорам памяти в одиночестве. Так, Стефани (несомненная удача актрисы Натальи Сидоровой), незваным гостем нарушив семейный вечер, вспоминает своего деда, качели и давным-давно обещанные ей пятнадцать плиток западного шоколада, что стали для неё символом потерянной жизни.

Беспамятство – вот то лекарство, что могло бы облегчить жизнь героев. Но забвение невозможно. «Ты меня не забудешь, ты не забудешь свою подругу Кису», – обращается к Вите фрау Шварцман. И эхо этих – финальных в спектакле слов – будет долго звучать в сердцах зрителей. Мы уже знаем, что в этот дом Киса не вернётся. И до Америки не доедет. Их возьмут прямо у ворот дома.

Последняя правда, самая страшная правда так и не прозвучит. Кто сдал штурмовикам семью Шварцманов? «Кто-то», – ответит Вита (яркая и пронзительная роль заслуженной артистки РФ Татьяны Махнёвой) на вопрос Ханы (актриса Татьяна Филатова). Но «кто-то» – это значит любой. Это не тот ответ, который может устроить Ханну. Зрителей. Когда-то Андрей Платонов призывал сохранить в памяти народа павших солдат «поимённо, лично и отдельно». Солдат не должен оставаться неизвестным, безымянным. Как не может быть зло абстрактным, безликим. Тех, других, кто предавал, кто убивал, кто, подобно Вольфгангу (артист Станислав Степанов) умирал с именем фюрера на губах, тоже должно помнить по именам. Не для того, чтобы проклинать или ненавидеть, но для того, чтобы не повторялась наша история. Чтоб мы не повторяли наших ошибок. Общих – и для России, и для Германии. Не случайно пьеса Майенбурга поставлена в Театре на Спасской при поддержке Гёте-института в рамках Года Германии в России. Поставлена впервые в России. Пришло время врачевать. Время собирать камни.

Юлия Ионушайте

Кировская правда - 08 марта 2013




Читайте также

Я люблю… ходить на полупальцах и выдыхать буквы // «Вятский наблюдатель». - 14 декабря 2013. № 50 (755). Мэри Лазарева.

ZDвиг произошёл: повеяло крепким мужским духом // «Вятский наблюдатель». - 24 мая 2013. № 21 (778). Мэри Лазарева.

Zdвиг. И немного нервно. // «Бизнес Новости». - 19 мая 2013. № 20 (229). Елена Окатьева.

Про что танцует четвёртый ZDвиг? // «Вятский наблюдатель». - 17 мая 2013. № 20 (777). Мэри Лазарева.

Крутятся диски // «Бизнесс Клас». - 25 апреля 2013. № 4.


   

В

In

In

In

In