Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
E-mail
 
Пароль
 

 
 
Меню
 
 

В мире дверей: мужчины и женщины в поисках выхода

«Кукольный дом» - последний спектакль Бориса Павловича в театре на Спасской по самой популярной в России пьесе Ибсена.

Вместо декораций на малой сцене - художественная выставка разнообразных входов-выходов: облезлые старые, с облупленной краской, расписанные под арт-объекты, дизайнерские, рождественская с новогодним веночком. И, наконец, солидная евродверь современного образца, которая ведет в кабинет неприятного, но несомненно положительного банковского топ-менеджера, которого играет Михаил Андрианов. Он олицетворяет здесь ханжескую добродетель, способную извести зависимого от него человека, и повадкой напоминает что-то очень знакомое: пожалуй, бергмановского злодея пастора, отчима Фанни и Александра. Наглядно показано, как нехорошо, скучно и беспонтово жить по- писаному.

С этим тайным монстром по имени Торвальд Хельмер до поры до времени счастливо живет и порхает Нора, хозяйка кукольного дома - очаровательная блондинка в кудряшках и бирюзовом платьице, «белочка и певчая пташка». Понятно, что в этом театре ее по-хорошему может сыграть только Наталья Красильникова, бессменная лирическая героиня (сэлинджеровско-клоковская Фиби, далее Джульетта, Эвридика и Маленький принц), которая уже давно достойна серьезной женской роли с ярким характером и драматичной историй.
Однако ее «кукольный дом» на малой сцене не несeт в себе ни единой черты мещанской обстановки, а наоборот,
настраивает зрителя принять бытовую психодраму на более глубоком метафизическом уровне (сценограф Елена Авинова, художник по костюмам Екатерина Андреева). Обмотанные накрест скотчем, как насильно удерживаемые люди, стулья в упаковке и беззвучное фортепьяно в картоне намекают, что подлинная жизнь в этом доме еще и не начиналась, а все время игрался какой-то ритуальный  спектакль на тему добропорядочного супружества. Зрителю, даже не знакомому с содержанием пьесы, брутальная обстановочка сразу дает понять, что хэппиэнда ждать не стоит. Семейная идиллия отменяется во имя человеческой свободы Норы. Для 1870-го, года написания Ибсеном «Кукольного дома», уход замужней дамы от семьи, от детей выглядел весьма радикально и революционно; сегодня - вопрос цены.

Данил Русинов и Наталья СидороваДуэт Красильниковой и Андрианова смотрится колоритно. К тому же герои все время рядом с нами, и ситуация надвигающейся развязки эмоционально пробирает наблюдателя. Когда они останавливаются «у перил» на расстоянии вытянутой руки от нас и сверлят глазами стену, глядя сквозь, это действует буквально как психическая атака на зрителя. А каково артистам. Очевидно, что здесь проделана огромная «работа над образами», которые не выглядят условными, знаковыми персонажами, а выступают как живые люди - во всем богатстве чувств и характеров.

Другая пара «потерпевших кораблекрушение» (Данил Русинов и Наталья Сидорова) - это супруги Хельмеры наоборот: движимые инстинктом не остаться в одиночестве, двое отчаянных лузеров бросаются друг к другу в объятия, срывая на ходу одежды и оздоровляя тем самым критическую ситуацию с долговыми расписками.

И, наконец, доктор Ранк, интереснейшая и самая роковая фигура внутри любовного треугольника (вместе с Норой и ее мужем), которая запоминается. Этот доктор всю жизнь «ходит в гости» к супругам и скоро умрет от сухотки спинного мозга. Его очень убедительно и свежо играет Алексей Хорев, по характеру речи слегка заторможенный и мрачный «эстонец». Как и собственно Нора, доктор предъявляет символический счет своим .родителям, по чьим грехам они платят своею жизнью, и это было тоже весьма необычно для традиционной морали. Не говоря уж о феминизме Норы. Но насколько то и другое актуально сегодня?

Известно, что пьесу Ибсена выбрали себе сами актеры. Что ж, посмотреть на их работу было в любом случае очень
приятно, даже и крупным планом. Неожиданный подтекст при желании можно прочесть в том, например, что в тес-
ном пространстве малой сцены оказались причудливо перемешаны реальные и сценические судьбы актеров, их бывшие и настоящие браки - как это часто бывает в небольших, но неизбежно прошитых внутренними связями театральных коллективах.

Мэри Лазарева

Вятский наблюдатель - 15 ноября 2013 - № 46 (803).




Статьи 78 сезона

Последний спектакль: что останется в Кирове после Павловича // «Навигатор» - 02 сентября 2013. № 34 (191). Светлана Тетенькина.
Режиссер Борис Павлович: «Я главный волонтер Кировской области» // «Театрал» - 04 сентября 2013. Татьяна Власова.
Сезон открывает премьера // «Вести-Киров» - 17 сентября 2013. № 80 (1952). Юлия Ионушайте.
«Кукушкин» взгляд // «Бизнес Новости» - 23 сентября 2013. Елена Окатьева.
Прощальный полёт // «Новый вариант» - 26 сентября 2013. № 38 (656). Ольга Салтыкова.
«А напоследок я скажу...» // «Вятский край» - 27 сентября 2013. № 147. Михаил Смирнов.
Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего // «Geometria.RU» - 21 октября 2013. Ирина Агадзе.
В Сыктывкаре начались гастроли кировского Театра на Спасской // «Независимая газета Республики Коми» - 25 октября 2013. Мария Сакаева.
Привитые от пошлости // «Независимая газета Республики Коми Красное Знамя» - 26 октября 2013. Мария Сакаева.
Борис Павлович: «Не рождается сейчас национальная идея...» // «Интернет-журнал 7х7. Республика Коми» - 25 октября 2013. Елена Соловьёва.
Коллаж - простор для фантазии // «Новый вариант» - 31 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
Калейдоскоп из слов // «Новый вариант» - 17 октября 2013. Татьяна Бушмелева.
GEOMETRIA: о премьере спектакля «Кукольный дом» // «GEOMETRIA» - 06 ноября 2013. Ирина Агдзе.
Владимир Жданов: «Сыктывкару, Кирову и другим провинциальным городам не хватает интеллектуалов» // «Независимая газета Республики Коми Красное Знамя» - 01 ноября 2013. Мария Сакаева.
Последний Павлович // «Новый вариант» - 14 ноября 2013. № 45 (663). Татьяна Бушмелева.
Дом, который построил... // «Кировская правда» - 15 ноября 2013. № 45 (663). Елена Грачёва.
Самая новогодняя сказка // «Новый вариант» - 05 декабря 2013. Ольга Салтыкова.
Война с мышами началась из-за Королевского... сыра // «Вятский наблюдатель» - 06 декабря 2013. Мэри Лазарева.
И это всё о ней // «Новый вариант» - 19 декабря 2013. Татьяна Бушмелева.
«Щелкунчик». Перезагрузка // «Кировская правда» - 20 декабря 2013. № 146 (25297). Елена Грачёва.
Свежая театральная кровь // «Бизнес Новости» - 09 февраля 2014. № 5 (266). Елена Окатьева.
Два дня экспериментальной режиссуры и три незабываемых спектакля // «Новый вариант» - 13 февраля 2014. № 6 (675). Ольга Салтыкова.
«Театр на Спасской» на 3 дня стал домом для режиссерской лаборатории // «Космомольская правда» - 17 февраля 2014. Юлия Беднякова.
Три премьеры за два дня // «Вести. Киров» - 14 февраля 2014. № 12 (1999). Наталья Владимирова.
Когда эскиз лучше картины // «Вятский наблюдатель» - 14 февраля 2014. № 7 (816). Мэри Лазарева.
Добро пожаловать в Тили-мили-трямдию! // «Новый вариант» - 20 марта 2014. № 11 (680). Яна Левицкая.
И худой мир лучше войны // «Вятский наблюдатель» - 21 марта 2014. № 12 (821). Мэри Лазарева.
Возвращение волшебной страны // «Вести. Киров» - 26 марта 2014. № 23 (2010). Наталья Владимирова.
Юлия Батурина: «Пьеса – это скрипка для режиссера» // «Новый вариант» - 17 апреля 2014. № 15 (684). Юлия Ионушайте.
Трудный возраст // «Бизнес Новости» - 27 апреля 2014. № 16 (277). Елена Окатьева.
Эволюция «Отрочества» // «Новый вариант» - 30 апреля 2014. Юля Ионушайте.
Место, где свет // «Вятский край» - 26 апреля 2014. № 57. Михаил Смирнов.
«Отрочество» Толстого перевели на язык театра // «Newsler.ru» - 15 мая 2014. Марина Куклина.
«Отрочество» под хруст чипсов // «9.RU» - 28 апреля 2014. Елизавета Караваева.
Я не хочу в Москву! // «Вятский наблюдатель» - 02 мая 2014. № 18 (827). Мэри Лазарева.
«Я не знаю, я не взрослый, мне так легче…» // «Вятский край» - 17 мая 2014. № 65. Николай Пересторонин.
Каким будет новый сезон? // «Новый вариант» - 22 мая 2014. Татьяна Бушмелева.
В ожидании нового // «Новый вариант» - 19 июня 2014. № 24 (693). Татьяна Бушмелева.

Список статей