Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
 



История театра

В центре города Кирова, на углу улиц Ленина и Спасской , стоит старинное здание, построенное для купца Аршаулова в 1813 — 1816 годах. В 1837 году по инициативе Александра Герцена здесь состоялось торжественное открытие публичной библиотеки, а в 1855 году устроен бал в честь жены Александра Сергеевича Пушкина Натальи Гончаровой, приехавшей в Вятку со своим вторым мужем. Впоследствии знаменитый меценат Яков Прозоров пожертвовал это здание Вятскому благотворительному обществу, где местная интеллигенция проводила литературные и музыкальные вечера, концерты. В разные годы советского периода здесь размещались музей Революции, антирелигиозный и краеведческий музеи, кинотеатр.

В 1935 году в летнем саду «Аполло» собралась группа творчески настроенных молодых людей. Начались репетиции, и 22 июня 1936 года состоялась премьера спектакля «Серёжа Стрельцов» по пьесе Валентины Любимовой. Это событие явилось началом работы профессионального детского театра в Кирове. Режиссёром спектакля и первым художественным руководителем театра стал Михаил Сергеевич Шохов. И когда в 1936 году встал вопрос о предоставлении помещения вновь созданному театру юного зрителя, часть здания на углу улиц Ленина и Дрелевского по решению Горсовета была передана театру. С тех пор адрес театра – ул. Спасская, 17.

За годы своего существования театр не раз перестраивался. Так, в 1964 – 1966 годах по инициативе директора театра О.Н. Чаловой была проведена полная реконструкция здания. Были перестроены сцена, зрительный зал, фойе, закулисная часть, гримёрки, производственные и административные помещения. Последняя реконструкция Е. Арбузова к 50-летию ТЮЗа (1985-1986 г.г.) придала театру своё неповторимое лицо. Сегодня «Театр на Спасской» располагает прекрасным зрительным залом, просторной оборудованной сценой, уютным зрительским фойе, артистическими комнатами, производственными цехами и другими помещениями.

Однако театр – это, прежде всего люди. Именно они создают замечательную историю своего театра. За 70 лет на сцене ТЮЗа поставили спектакли 60 режиссёров, среди них: М. Шохов, Р. Романовский, М. Ганич, П. Розанов, П. Даусон, Н. Анисимова, Ю. Мизецкий, Е. Минский, Е. Долгина, А. Бородин, О. Симонова, А. Клоков и другие.

Они создавали спектакли в сотрудничестве с талантливыми, смело идущими на эксперимент, художниками, такими как: Г. Тентин, В. Баженов, И. Дегтярёв, Л. Тотьменинов, И. Высоцкая, А. Абрамов, А. Пискарёв, С. Бенедиктов, Т. Сельвинская, О. Кулагина, Н. Шаронов, К. Данилов, С. Зограбян, В. Хархалуп, Е. Авинова и другие.

В разные годы в театре работали блистательные актёры: В. Норин, А. Малых, И. Баскаков, А. Мальцев, И. Паккерт, В. Цымбал, Л. Ленц, Т. Томашевская, Н. Пряник, Б. Сорокин, В. Бурмистров, Н. Зазулина, Р. Аюпов, О. Симонова, А. Коровин, М. Карпичева, А. Свинцов, Т. Махнёва, Г. Иванов и другие.

В 1937 году за постановку спектакля по роману Н. Островского «Как закалялась сталь»» (режиссёр – Р. Романовский) Кировскому ТЮЗу было присвоено имя писателя Николая Островского. В годы Великой отечественной войны заметным событием в жизни театра стала премьера спектакля «Далёкий край» по пьесе Е. Шварца. Именно с этой постановкой театр в период с 1942 по 1945 г.г. гастролировал по районам Кировской области и военным госпиталям. В начале 1990-х годов Кировский ТЮЗ имени Н. Островского был переименован в Кировский театр юного зрителя «Театр на Спасской».

Среди бесчисленного множества разных спектаклей, поставленных за 70 лет на сцене театра, были и такие, которые надолго запомнились кировскому зрителю. Таким в 1950 году стал спектакль Павла Николаевича Розанова «Два капитана» по повести В. Каверина, заслуживший поистине народную любовь. На сцене театра он прошёл 100 раз, по нему состоялось множество встреч со зрителями – и в театре, и в школах.

А через 20 лет, в 1970 году, состоялась ещё одна премьера, которая вызвала множество споров среди театральных критиков и простых зрителей. Главный режиссёр Кировского ТЮЗа Евгений Васильевич Минский впервые за всю историю существования театра обратился к одной из самых сложных пьес Уильяма Шекспира «Гамлет», вызвав тем самым удивление многих коллег. Однако вопреки всем опасениям, спектакль получил высокую оценку общественности не только в городе Кирове, но и в других городах. Министерство культуры РСФСР удостоило спектакль диплома I степени.

В 1973 году театр возглавил выпускник ГИТИСа Алексей Владимирович Бородин. В этом же году в театр приходит художник Станислав Бенедиктович Бенедиктов. Уже через год они поставили спектакль «Двадцать лет спустя» по пьесе Михаила Светлова, за который театру присваивается звание Лауреата премии Ленинского комсомола Кировской области. А в 1976 за постановку спектакля «Письма к другу» по пьесе А. Лиханова, И. Шура (режиссёр – Алексей Бородин, художник – Станислав Бенедиктов) театр стал Лауреатом премии Ленинского комсомола.

Неизгладимый след в истории театра оставили два талантливейших композитора, написавших оригинальную музыку к десяткам спектаклей. Это К. Лебедев и В. Макаров. Удивительная и яркая страница вписана в историю театра балетмейстером Л. В. Исаковой. Отдельная и особая глава может быть посвящена народной артистке России О. А. Симоновой, актрисе, режиссёру и директору театра, которая отдала ему почти 40 лет своей жизни.

Но самый продолжительный (с 1980 по 2004 годы) и, несомненно, самый интересный период жизни театра связан с годами творчества главного режиссёра, а затем и художественного руководителя, Александра Павловича Клокова. За годы работы в «Театре на Спасской» им созданы блестящие спектакли: «Любовь, джаз и чёрт», «Король Матиуш Первый», «Детдомовцы», «Мамаша Кураж и её дети», «Предместье», «Разбойники», «Эквус», «Мольер», «Чайка», «Урфин Джюс», «Гамлет», «Вечно живые», «Маленькие трагедии», «Дон Кихот», «Три мушкетёра», «Таланты и поклонники», «Над пропастью во ржи», «Ромео и Джульетта», «Сирано де Бержерак», «Дядя Ваня», «Орфей и Эвридика» и другие. Многие из спектаклей А. Клокова были участниками различных Российских фестивалей в таких городах, как Екатеринбург, Москва, Киев, Самара, Ярославль, Воронеж и др.

Обладая высоким художественным и музыкальным вкусом, увлечённостью и заразительностью, Александр Клоков смог объединить вокруг себя команду единомышленников, творцов: художников, композиторов, актёров. В 2001 году состоялась премьера спектакля «Над пропастью во ржи», которая стала первой работой А. Клокова с художником Еленой Авиновой и балетмейстером Ириной Брежневой. Вскоре Елена Авинова становится главным художником «Театра на Спасской», а Ирина Брежнева его постоянным балетмейстером. Кроме того, с 2001 года Ирина Брежнева — руководитель проекта «Миграция», существующего на базе театра. На сегодняшний день в репертуаре «Миграции» более 20 хореографических миниатюр и несколько хореографических спектаклей.

С 1998 по 2002 годы театр три раза получал гранты Института «Открытое общество» (фонд Сороса): на постановку спектакля «Газета» Русский инвалид «за 18 июля…» по пьесе Михаила Угарова (режиссёр – А. Клоков, художник – С. Зограбян), на техническое оснащение театра для работы со зрителями и на постановку спектакля «Ромео и Джульетта» по пьесе У. Шекспира (режиссёр – А. Клоков, художник – Е. Авинова).

По итогам конкурса газеты «Культура» — «Окно в Россию» — «Театр на Спасской» стал лауреатом в номинации «Театр года – 2000» и вошел в пятерку лучших театров провинции России.

За долгую историю своего существования «Театр на Спасской» побывал со спектаклями не только во всех районах Кировской области, но и во многих городах России.

В августе 2004 года директором театра стал заслуженный артист России Владимир Грибанов. С ноября 2006 года по ноябрь 2014 года  художественное руководство театром осуществлял выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства Борис Павлович. С его именем связана целая эпоха в творческой жизни театра. Это был период смелых поисков, эксперимента, открытости, просветительских проектов и множества фестивалей. C 2019 по 2022-й год главным режиссёром театра был Егор Чернышов. В годы его работы театр дважды был отмечен Премией Правительства РФ за лучшую постановку по произведениям русской классики — за спектакли «Дуэль» по повести Чехова и спектакль «Мальчики» по роману Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы». Он стал инициатором проведения двух регулярных театральных лабораторий — «Избранное» и «Разбор вещей». 

С августа 2024-го новым главным режиссёром театра становится выпускник ГИТИСа, ученик Сергея Женовача Кирилл Заборихин. Вместе с новым творческим лидером театр открывает свой новый 89-й, предъюбиленый театральный сезон.

Сейчас в репертуаре театра есть спектакли для детей, молодёжи и взрослых. В репертуарной политике театра приоритет отдаётся классическим произведениям, лучшим образцам русской и зарубежной драматургии. В них театр ищет ответы на самые острые современные вопросы, пристально исследует Душу человека. Современная драматургия также занимает значительное место в репертуаре «Театра на Спасской». С её помощью театр осваивает новый язык, обращается к разорванному сознанию современного человека, ведет поиск новых художественных форм.


 

   

В

In

In

In

In