Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

Пища для Родины-матери

Перформанс или спектакль? Провокация или крик о помощи? Родина или территория?

Пошли как-то Линч, Эйзенштейн и Еврипид в бар. Там задумали вместе поставить спектакль. Эйзенштейн кричал про театр аттракциона, Линч настаивал на красном платье для актрисы. А Еврипид, оторвавшись от выпивки, сказал: «Сейчас забабахаю пьесу» — и уснул.

Звучит как анекдот? Для «Театра на Спасской» в Кирове это — эксперимент под названием «Midea», который у меня никак не получается назвать перформансом (хотя зрители и порывались). Спектаклем — пожалуйста. Но не перформансом.

Хоть убивай, хоть режь, но слово «перформанс» в коллективном сознании всегда ассоциируется с чем-то невероятно пафосным, бессмысленным и просто глупым. Что и подтвердили некоторые зрители во время обсуждения. Взять хотя бы известную в Интернете шутку про то, что если со сцены зрителей обматерил и на них же помочился — это перформанс. «Midea» же, хоть и не имеет традиционной сюжетной структуры — вполне себе спектакль. Хотя бы потому, что в ней различимы голоса художников — режиссёра, актёров, диджея. Потому что это — глубоко личная история, касающаяся каждого из нас.

Описывать увиденное на сцене — бессмысленно не только из-за неимения сюжета, но и из-за специфики подобного «театра аттракциона» (привет от Эйзенштейна). Это тот случай, когда происходящее шокирует зрителя — не только действием (например, крики, на которые некоторые зрители обратили особое внимание), но и репликами (пронзительный, пробирающий до мозга костей монолог в исполнении заслуженной артистки РФ Татьяны Махнёвой). Но поговорить об основном посыле спектакля можно.

«Midea» сравнивает Россию, которая проходила сквозь века через многочисленные трагедии (и правителей, эти трагедии породили) с героиней античного мифа — царицей Медеей, отравившей из мести мужу собственных детей. Это уже достаточно смелая метафора — особенно в нашу эпоху «цензуры масс». Однако «наш» миф заканчивается по-другому — не Медея уничтожает детей, а дети пожирают собственную мать. Сама Россия-Медея выглядит очень по-Линчевски — в красном платье, освещённая синим прожектором. Кричащая. О «Петьке, что всех побрил, цивилизацию насадил, да только яйца себе отморозил». Об «Ильи сыне, что обвесил проводами». О «орле, каких больше нету — ох, накормил он меня моими же детьми. Кто сейчас так накормит?».

Первой мыслью было — «Почему это не фильм?». В аннотации к спектаклю создатели сразу заверили, что это будет «на стыке жанров – танца, текста, видео, музыки». Почему не кинематограф? Ведь, как утверждается в некоторых учебниках по кино, это «синтез театра, изображения и музыки». Зачем переносить подобное спорное — и даже, по утверждениям некоторых зрителей — «провокативное» действо на подмостки? И по мере развития происходящего режиссёр Степан Пектеев отвечает на такой вопрос.

Затем, что театр — это прежде всего живое общение со зрителем. Да, кинематограф может оставить бессмертный отпечаток: но есть вещи, о которых надо сейчас, вживую говорить. Или кричать — кто как чувствует. Главное — не молчать. И поговорить не так, что «высказались — разошлись», а так, чтобы разговор продолжался даже наедине со своими мыслями. Как нам жить дальше? О чём кричит памятникРодине-матери на Мамаевом кургане? Отчего Медею разрывают её собственные дети? Есть ли способ вырваться из трагического круга?

Всё, как у классика: «Не даёт ответа».

kirov.bezformata.ru

Антон Бучин

Без формата - 28 февраля 2017




Читайте также

Спасибо, что была: ушла из жизни Марина Карпичева, хрустальный голос кировской театральной сцены // «Вятский наблюдатель». - 24 июля 2017. Мэри Лазарева.

Холодная красота электрических светил // «Вятский наблюдатель». - 08 июля 2017. Мэри Лазарева.

Контемпорари разума // «Новая строка (издание о современной городской культуре и творческих людях)». - 30 мая 2017. Алина Пяткина.

Чудо любви состоялось // «Портал Киров.ru». - 18 мая 2017. Ольга Дёмина.

«Обыкновенное чудо» или «Чудо любви». В Кирове показали старую добрую сказку // «Интернет-портал Свойкировский». - 18 мая 2017. Ульяна Колпакова.


   

В

In

In

In

In