Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

Избранное само по себе, как факт литературы

На прошлой неделе в Театре на Спасской прошло одно из самых симпатичных мероприятий, становящихся хорошей традицией по инициативе Егора Чернышова – уже второй раз в октябре здесь проводят драматическую лабораторию «Избранное» в формате читки. Помимо чистого удовольствия, которое она приносит узкому кругу любителей литературы и драматургии всех времен и народов (таков подбор текстов), лаборатория имеет практическую цель: с учетом их оценок выбрать пьесу для новой постановки. Так, кстати, была отобрана «История одного преступления», которая прочитана год назад, показана спектаклем только что и, судя по отзывам и нашему мнению, удалась на славу. 

Буду говорить за себя: читка и эскизный спектакль вообще мой любимый и самоценный жанр; он, мне кажется, лучше всего соответствует камерной природе и возможностям регионального театра, претендующего быть передовым интеллектуальным отрядом современной культуры – в общем сером потоке провинциальной жизни. На читку всегда собираются неслучайные люди, готовые слушать и сопереживать самым специальным и необычным текстам. Их сравнительно мало, но зато в этом узком кругу можно не переживать за внимание публики, проблему понимания и обратной связи. Будучи слабо осведомленным в тонкостях нынешней театральной жизни, да заодно и в истории отечественной драматургии, изрядно расширяешь сознание и просто радуешься возможности быть среди себе подобных. 

А главное – послушать умных людей. В прошлом году центром всеобщего внимания и неоценимым подарком слушателям были выступления казанского критика Нияза Игламова. Его энциклопедические познания в части театроведения не были эстетскими речами сноба или игрой звучными именами, но всегда интересно вписывали самый «непонятно зачем» читаемый текст в социальный и культурный контекст своего времени, а заодно взвешивали его возможность применения в современном театре. Нынче роль критиков «про» и «контра» (за и против пьесы) исполнили люди из Москвы Елена Смородинова и Александр Вислов. 

К сожалению, в страхе перед ковидом мы не рискнули нынче посетить лабораторию Театра на Спасской более одного раза, да и то методом случайного тыка. (Это оказалась реликтовая, весьма неформатная для автора пьеса корифея советской драматургии Алексея Арбузова: «Счастливые дни несчастливого человека», написанная в начале шестидесятых.) В ней критики насчитали немало отсылок к модернистским западным течениям своего времени – чисто по названию к театру абсурда Беккета, к театру Брехта, к символизму, да плюс еще там есть древнегреческий хор, не вошедший в читку по решению ее режиссера Егора Чернышова... Сей экзотический текст понятным образом не попал в топ пьес Арбузова, зато был поставлен (в свое время) театром Эфроса и Товстоногова. 

То, что сейчас эта разговорная пьеса из жизни советской интеллигенции (которая бесследно вымерла с ее образом жизни и укорененными ценностями) не найдет понимания у современного, тем более юного зрителя, это было ясно сразу. Но для того и лаборатория – для специальных удовольствий, в том числе и для той публики, кто жил тогда и кое-что еще помнит. Сама атмосфера: действие, точнее разговорчики, происходит в «знаковейших» для сов. интеллигенции (бывшей мощным и уважаемым сословием, в отличие от сегодняшней) местах. На загородной даче и прибалтийском курорте. Не сразу и поймешь, кто тут главный герой – все участники праздной жизни ловко перебрасываются остротами, все на лету ловят мышей. Профессорская среда с участием просвещенных цирковых (Свинцов). Где тут болтовня, а что всерьез? Решается, кто из двоих учеников мэтра (Королевский) поедет на эпидемию. Это престижно, это важно для саморазвития и карьеры, наконец это ритуальная проверка на вшивость (нравственную). Вскоре герой определяется – за него читает новый лидер труппы Ирек Галлямов. Типа, будущий лишний человек эпохи оттепели, идущей к концу, со сложной психикой и амбициями, к любовью к свободе и независимости, главная черта коего – недоверие. Его обожают женщины. Его личный мир, перемещения по жизни и карьере – вот фабула, но в словах лишь поверхность жизни, а внутреннее содержание надо уловить и услышать, ибо уровень участников читки позволяет. Такая, в общем, тонкая и неочевидная вещь, которая выглядит очень привлекательно. 

Критик Вислов же порадовался за актеров, сколь точно и акварельно они поняли и провели своих персонажей: «какая у вас интеллигентная труппа». Что да, то да. В итоге, несмотря на то, что представление зрительских лидеров читки, три выбранные ими пьесы, одна из которых была на основе «Зоны» Довлатова – любимца публики, мы пропустили, и таким образом, считай, ничего не видели – там были вполне себе культовые авторы и пьесы вроде «Братьев» Михаила Дурненкова и «Сахалинской жены» Елены Греминой – все равно это было прекрасно, и хватит надолго. Ибо никто не знает, что впереди. 

Людмила Нагаева

Наблюдатель-онлайн - 26 октября 2020




Читайте также

Жизнь театральная: иногда от переизбытка чувств хочется откусить любимому человеку ухо // «Вятский наблюдатель онлайн». - 29 октября 2021. Мэри Лазарева.

Актриса «Театра на Спасской»: «Слава богу, меня сюда взяли!» // «Комсомольская правда». - 23 июня 2021. Ксения КРИВОШЕИНА, Полина АРХИПКИНА.

Юбилей «Золушки»: Спектакль идет на сцене «Театра на Спасской» уже 15 лет // «Комсомольская правда». - 11 июня 2021. Мария Петрова.

Ирина Яблокова: «Мне везет на хороших людей» // «Комсомольская правда». - 11 мая 2021. Алина Сашина.

Что это было? – первая любоff? Все что угодно, только не «тюзовская хрень» // «Вятский наблюдатель онлайн». - 26 апреля 2021. Людмила Нагаева.


   

В

In

In

In

In