«ДОМОМУЧИТЕЛЬНИЦА» РАССКАЗЫВАЕТ ПРАВДУ
Да, та самая фрекен Бок, что изводила (или это они ее изводили?) Малыша с Карлсоном. Текст Олега Михайлова (того, кто написал «Клятвенные девы», дипломный спектакль-событие в кировской драме работы одного молодого выпускника из Питера) . В современной драматургии модно давать слово, так сказать, отрицательным, ну или не напрямую симпатичным персонажам классики, отыскивая в них глубокую мотивацию и человеческие черты. Не таков ли и Алексей Каренин в первом вятском спектакле Егора Чернышова?
В данном же случае «Подлинной историей фрекен Хильдур Бок» открывается цикл монопьес (для одного или двух актеров) в «Театре на Спасской», режиссер Александр Трясцин. Как объяснил главный режиссер Егор Чернышов, сейчас в обращении множество пьес-монологов, очень интересных и театральных по природе, которые не поставишь на большой сцене, но которые столь прекрасны, что их не хотелось бы пропускать мимо себя, чтобы донести до зрителя в камерном формате. Плюс, малая сцена тоже должна как-то работать. Ну и актеры – блистать. Начали, само собой, с монолога из уст Татьяны Махневой, которая сразу «задала высокую актерскую планку всему проекту». Эта актриса с возрастом только набирает профессиональной и человеческой глубины, каждый ее выход для нацеленного зрителя становится подарком. Из последних примечательных работ Махневой – незабываемая Родина в красном из резонансного в свое время публицистического спектакля Степана Пектеева «Мidea» и, конечно, трогательно- беззащитная старая дама в «Вине из одуванчиков» Ирины Брежневой.
Фрекен совсем простая женщина, сиделка, из тех кто без проблем и с улыбкой делает самую черную работу, вынося горшки из-под больного. Она ровесница прошлого века; ее горе и смех, печаль и громогласная радость идут рядом, с яростной жестикуляцией простолюдинки. Она не поражает изысканностью, но зато – неприукрашенной подлинностью и личным благородством во всех ситуациях. Ее родная Швеция счастливо расположилась вдали от мировых катастроф века, они только эхом долетают до Стокгольма. Однако жизнь человеков устроена так, что в ней и без мировых драм хватает боли. Больше того, из монолога мы краем узнаем, например, о карательной психиатрии в этой гуманнейшей и благополучной из стран, о движении обывателей и видимо отчасти правительства, что противилось приему депортированных из Германии евреев и обрекало последних на вечное изгнание и погибель. (Ну так не швед же это писал, ему политесы патриотизма ни к чему).
Кстати, что касается Карлсона и Малыша, так последний фактически-то – и это легко вычитать даже из сказки Линдгрен – в интерпретации О.Михайлова и в исполнении Татьяны Махневой был нездоровым одиноким ребенком, намечтавшим себе упитанного мужчину с пропеллером, чтобы вершить совместные хулиганства . Вместе они третировали добрую фрекен, однако она не поддавалась на провокации и не выдала Малыша – иначе его подвергли бы карательной психиатрии. Вот так-то. Искать во всем оборотную сторону событий и действий знаковых персонажей – для их исторической реабилитации перед лицом подлинных ценностей – наверное, это определенный тренд времени. Точнее, гуманистической драматургии.
Проект «Монологи» продолжит свою работу по вторникам. Количество мест ограничено условиями пандемии.
Людмила Нагаева
Вятский наблюдатель онлайн - 06 ноября 2020
Читайте также
Жизнь театральная: иногда от переизбытка чувств хочется откусить любимому человеку ухо // «Вятский наблюдатель онлайн». - 29 октября 2021. Мэри Лазарева.
Актриса «Театра на Спасской»: «Слава богу, меня сюда взяли!» // «Комсомольская правда». - 23 июня 2021. Ксения КРИВОШЕИНА, Полина АРХИПКИНА.
Юбилей «Золушки»: Спектакль идет на сцене «Театра на Спасской» уже 15 лет // «Комсомольская правда». - 11 июня 2021. Мария Петрова.
Ирина Яблокова: «Мне везет на хороших людей» // «Комсомольская правда». - 11 мая 2021. Алина Сашина.
Что это было? – первая любоff? Все что угодно, только не «тюзовская хрень» // «Вятский наблюдатель онлайн». - 26 апреля 2021. Людмила Нагаева.