А теперь – немного западного театра жесткости
Проект «Монологи» на Спасской интересно продолжил свою работу. В минувший вторник, по контрасту с экспрессивной, но все же традиционной по форме и содержанию читкой пьесы Олега Михайлова «Подлинная история фрекен Хильдур Бок…» (наверняка выбранной специально под талант Татьяны Махневой), зрителя ознакомили с современным английским «театром жесткости» и его ярким представителем, драматургом Марком Равенхиллом.
Моно-пьесу «Продукт» – за режиссера будущего кино, призванного сорвать изрядный куш в кинозалах – читала Нина Чернышова, рядом присутствовала безмолвная Марианна Узун, с этого сезона также артистка «Театра на Спасской» , а по ходу читки артистка кино. Последняя неподвижно сидела с отрешенностью мегазвезды, с отстраненно сжатым ртом и напряженной линией шеи, чуть меняя выражение на каменном лице от вежливой снисходительности до легкой заинтересованности.
По контрасту с нею Нина Чернышова была заряжена всерьез, истерически металась с текстом вокруг своей оси, пытаясь увлечь звезду экшеном безо всяких табу про внезапную противозаконную – но не противоестественную же – любовь европейки (только что пережившей разрушение башен в Нью-Йорке и смерть возлюбленного) и смуглого юноши с Востока, само собой оказавшегося ваххабитом и устроившим в ее модной квартирке (бывшей скотобойне, что важно) ячейку терроризма, в коей побывал аж сам Усама и благословил девушку на джихад. Который она едва не совершила. О, там в коротком сюжете такого наворочено! Такие обороты девушкиных чувств – от позыва немедленно сдать его службам безопасности до бессознательного желания самой стать на молельный коврик мусульман, уже без шансов вернуться к нормальной жизни. Секс с подробностями и терминологией. Конечно, всех в маленьком зале заворожила на одном дыхании рассказанная жуткая лав-стори (пожалуй, лучшая работа Нины Чернышовой в «Театре на Спасской», периодически откидывающей с лица свои знатные, красиво окрашенные белокурые локоны – это было ее наиболее яркое физическое действие).
Но после, чтобы подвести итог и внести ясность, по традиции вышел Егор Чернышов, он же режиссер читки: ушлый театральный деятель не заморачивался нарративом, а сразу обратил внимание на сверхзадачу, она же обозначена в названии пьесы: «Продукт». Что все чувства, в том числе подлинные, все кровавые и драматичные события в современном мире тотчас становятся продуктом, который надо выгодно продать. Иными словами – «монетизировать». Он подчеркнул это слово, которое его уже изрядно достало. Искусство на все лады буквально кричит о прогнившей цивилизации и ее нравах, хотя та ничуть от этого не меняется и не стыдится. Что же делать?
Видимо, продолжать получать удовольствие, в том числе от театра. Кстати, первое знакомство кировчан с скандальной драматургией Марка Равенхилла произошло довольно давно, в начале 2000-х. Ветераны культурного фронта помнят привозной спектакль по его первой пьесе «Шоппинг & Fucking», который со всей обсценной лексикой был предложен, считай, сравнительно девственной вятской публике в ходе года «Киров-культурная столица ПФО». Тогда же нам показал свой свежий моноспектакль «Как я съел собаку» восходящая звезда сцены Евгений Гришковец, пока что еще искренний, молодой и настоящий. Вот это был, помню, настоящий культурный шок.
Людмила Нагаева
Вятский наблюдатель онлайн - 20 ноября 2020
Читайте также
Жизнь театральная: иногда от переизбытка чувств хочется откусить любимому человеку ухо // «Вятский наблюдатель онлайн». - 29 октября 2021. Мэри Лазарева.
Актриса «Театра на Спасской»: «Слава богу, меня сюда взяли!» // «Комсомольская правда». - 23 июня 2021. Ксения КРИВОШЕИНА, Полина АРХИПКИНА.
Юбилей «Золушки»: Спектакль идет на сцене «Театра на Спасской» уже 15 лет // «Комсомольская правда». - 11 июня 2021. Мария Петрова.
Ирина Яблокова: «Мне везет на хороших людей» // «Комсомольская правда». - 11 мая 2021. Алина Сашина.
Что это было? – первая любоff? Все что угодно, только не «тюзовская хрень» // «Вятский наблюдатель онлайн». - 26 апреля 2021. Людмила Нагаева.