Закрыть
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

ПОСТДРАМА – ЭТО ТЕАТР ДИСКОМФОРТА

"Театра на Спасской" продолжает удивлять и просвещать. Проект «Монологи», состоящий из читок четырех моно-пьес, взятых из разных направлений современной драматургии, подходит к концу. А в минувший вторник слушателям, далеким от столичных экспериментов с текстом и формой, пришлось пережить опыт достаточно радикальный. С невинным названием «Хозяин кофейни». 

Мы не были к нему готовы, надеясь по обыкновению услышать какую-либо внятно и артистически рассказанную историю, с началом и концом. Но нет, чтец (новый артист Евгений Новоселов) был не склонен удовлетворять наши потребительские ожидания. Очень нервно, раздраженно, мучась от внутреннего дискомфорта и вместе с тем обаятельно, исполнитель роли современного драматурга в течение часа выносил нам мозг своими творческими исканиями – собственно процессом. Он искал героя. Такого, знаете ли, нормального человека, в коем большая потребность, а – нету его среди нас. Среди тех, кто ходит по улицам. Блин, он точно не должен быть «инфантильным и аномальным» – эти два слова прозвучали наверно раз тысячу. А то все у нас инфантильно и аномально. Даже смешно. Особо досталось массовой культуре (Петросяну и Кадышевой), зрительской аудитории от 40 до 60 (полные уроды), государственной идеологии «никогда не забыть вторую мировую» и быть готовым к новой битве за родину (а где теперь эта родина, сеть макдональдсов что ли?). 

Мысль автора (реального драматурга Павла Пряжко, Белоруссия) работала с пулеметной скоростью, утверждая и тотчас отрицая сказанное, перескакивая с одного на другое, однако вполне себе четко и аргументированно; бедный слушатель, которого тащили за шкирку, явно не поспевал за этой мозгобойней, но исподволь заражался настроением рассказчика (известно, что нервное поведение заразно, как вирус) и не мог выйти из неудобной ситуации самостоятельно, пока артист не выскажется до конца. Слава богу, тот постепенно шел к итогу: нормального героя нашего времени, после долгих поисков и умозаключений, он таки нашел. Хозяину популярной кофейни маленько не хватило ресурса, а вот владелец модного магазина был близок к идеалу: весь из себя умный, богатый и безмолвный (это важно, ибо вступать в диалог глупо, верно?) он один осветил собою темное царство аномальных, бедных инфантилов. Такая логика. 

Вау, что это было. Как никогда ждали слова режиссера читки Егора Чернышова, и он не подкачал. Ласково обращаясь к нам, недоумкам, режиссер очень быстро и доходчиво объяснил суть постдрамы, что это и зачем, и всем сразу стало понятно и комфортно. Рискнем и мы: это театр в чистом виде, без примеси литературы, то есть сюжетности. Обсуждается тема как таковая. Многое зависит от актерской харизмы – сможет ли. И да, зрительская скука, вызванная некоторым занудством текста, неизбежна, это испытание, но по ходу, когда надо, текст дает пинка, и рассуждение обретает живость и динамику. Драма, точно рассчитывая спады и подъемы настроения, провоцирует сопротивление зрителя, а иногда цепляет его жизнеподобием некоторых утверждений (теперь он рад: и у меня, и у меня так), происходит не на сцене, а в голове воспринимающего. Играет с ним, как с мышью. Пусть-ка помучится. С зажравшимся обывателем такое вряд ли прокатит, но для узкой аудитории с определенным запросом – вполне. 

У наблюдателя осталось два вопроса. Интересно, если бы Егор Чернышов не поговорил с нами постфактум по-человечески, ушли бы мы столь благостные и довольные, или бы так и нудились в тайном желании (и невозможности) выйти вон по ходу читки? Второе. Он сказал, что вот в данный момент слушает текст в шестой (!!) раз. Как режиссер. И, судя по горящим глазам, получает от этого удовольствие. Невозможно представить, в шестой раз. Тут опять вспомнишь ответ Тарковского не помню на какой вопрос об актерах, вообще о театральных: «а вы уверены, что они люди?» Вот не уверена. 

А новый артист понравился, хочется уже поскорее увидеть его на «нормальной» сцене, хотя забыть нервного драматурга уже вряд ли получится – очень убедителен. 

Людмила Нагаева

Людмила Нагаева

Вятский наблюдатель онлайн - 04 декабря 2020




Читайте также

Реплэй или перезагрузка: итоги театральной лаборатории «Избранное» // «IKirov». - 17 января 2021. Мария Сандалова.

А теперь – немного западного театра жесткости // «Вятский наблюдатель онлайн». - 20 ноября 2020. Людмила Нагаева.

«ДОМОМУЧИТЕЛЬНИЦА» РАССКАЗЫВАЕТ ПРАВДУ // «Вятский наблюдатель онлайн». - 06 ноября 2020. Людмила Нагаева.

Избранное само по себе, как факт литературы // «Наблюдатель-онлайн». - 26 октября 2020. Людмила Нагаева.

«Драма бездействия» начинает сезон и завершает трилогию // «Наблюдатель онлайн». - 23 октября 2020. Людмила Нагаева.


   

В

In

In

In

In