Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

Письма Герцена, воспоминания губернаторов и экспонаты краеведческого музея. Рассказываем, как создавался спектакль «Легенда о Витберге»

Второй театральный сезон в «Театре на Спасской» идёт спектакль режиссёра Наталии Красильниковой «Легенда о Витберге». Фантазия на исторические темы была поставлена на сцене театра к 650-летнему юбилею нашего города. Празднование этой круглой даты и все масштабные мероприятия, приуроченные к ней, остались позади, а спектакль, между тем, продолжает собирать полные залы. За это время его посмотрели тысячи кировчан и гостей города. В чём же причина такой любви зрителя к истории ссыльного архитектора?

Возможно, ответ кроется в общей интонации спектакля. Кажется, его создателям удалось найти баланс между достоверными историческими фактами и художественным вымыслом. Вместо громкого пафоса, без которого редко обходятся празднование любых юбилеев, здесь есть тихая и трепетная любовь к своему городу, его жителям и истории. Ощущается она и в обаятельных характерах отдельных персонажей — от вятских купцов до Аксиньи, и в тонкой поэтике, с какой сделана финальная сцена — та, где хор горожан рассказывает о дальнейшей судьбе построенного Витбергом храма. Как мы все знаем, собор Александра Невского был уничтожен большевиками в 1937 году, однако творческая команда «Театра на Спасской» смещает акценты и фокусируется на том, что храму удалось преодолеть небытие. Даже уничтоженный, он стал легендой. Утраченным, но при этом продолжающим жить в сердцах современников символом нашего города.

Отдельно стоит рассказать о том, что на самом деле храм Александра Невского сохранился не только в эскизах, чертежах, фотографиях и памяти горожан — до сих пор существуют и его вполне материальные следы. Как нам рассказали, уже после премьеры благодарные зрители подарили театру несколько камней из основания храма, которые удалось сохранить сквозь десятилетия. Увидеть их перед спектаклем и сейчас можно в зрительском фойе театра.

Работа над спектаклем длилась более полугода. В его драматургическую основу легли, в том числе, и записки самого Александра Лаврентьевича Витберга, опубликованные уже после смерти архитектора в журнале «Русская старина», и мемуары и переписка юного Герцена. Кроме того, работа шла и с материалами по истории Вятки того периода. Как выглядел город? Какими были улицы и дома? Чем особенно гордились губернаторы? Сколько людей проживало в Вятке, где отбывали свои ссылки Витберг и Герцен? Творческой группе театра в поиске уникальных материалов и в уточнении исторических фактов помогали специалисты Кировской библиотеки имени Герцена. А ещё именно в библиотеке, в интерьере восстановленного кабинета Александра Герцена, прошла фотосъёмка артистов к спектаклю.

Интересен и визуальный ряд постановки. Над ним работали сразу два художника — Ольга Павлович, создававшая сценографию и костюмы, и Александра Магелатова, сочинявшая видеоряд спектакля. Любопытно, что для него, помимо всего прочего, использовалась съёмка макета храма Александра Невского из коллекции Кировского краеведческого музея имени Алабина. Макет был сделан Николаем Платуновым и подарен музею в 1977 году. Кроме того, зрители увидят на экране и входной портик в Александровский сад с его чугунной оградой и двумя дорическими колоннами. Как известно, входная группа этого любимого места отдыха кировчан также была создана по эскизам Витберга. Впрочем, как и в самой истории архитектора, которую нам рассказывает «Театр на Спасской», в оформлении спектакля всё подлинное, документальное, историческое творчески осмысляется авторами, преобразуется. В результате зритель видит не попытку исторической реконструкции, а фантазии на исторические темы. Именно так заявлен жанр спектакля.

Тем, кто ещё не видел «Легенды о Витберге», будет интересно узнать, что роль архитектора исполняют сразу два артиста — Константин Кочнев и Михаил Андрианов. Этот режиссёрский ход позволяет ярче прочертить судьбу знаменитого архитектора. Зритель видит его и совсем ещё юным, на самом взлёте карьеры — когда он работает над проектом Храма Христа Спасителя в Москве, на Воробьёвых горах. И в период вятской ссылки, где он остаётся практически без средств к существованию, его запрещено принимать на службу. В этот период решающее значение в судьбе Александра Лаврентьевича сыграла дружеская поддержка Герцена и помощь жителей города и местных чиновников, в том числе самых высокопоставленных. Именно это доверие к творческому гению архитектора, вера в его безусловный талант, позволили Витбергу пережить здесь свой творческий ренессанс и создать проект храма, равного которому по красоте ещё не знала вятская земля. А спектакль, поставленный «Театром на Спасской», не только возвращает в современный культурный контекст те давние и уже подзабытые исторические события, но и звучит как нежное и искреннее признание в любви своему городу и его жителям.

 

Арина Нефёдова

Вятская газета - 10 сентября 2025




Читайте также

Владимир Грибанов, директор Театра на Спасской, о больших юбилеях, долгожданных гостях и книге // «m.kirov.online». - 17 октября 2025. Яна Левицкая.

Болевые точки // «Наш город». - 01 октября 2025. Татьяна Калинина.

Театр на Спасской умеет удивлять! // «Позитиффчик Кировская область». - 21 сентября 2025. Юлия Андреева.


   

В

In

In

In

In