Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

«Приснись мне» без плакатных истин

Что честнее – рисунок карандашом или картина маслом?

Шум, гомон молодых людей. Поднимают руки, снимают на смартфоны. Ребята буквально подскакивают на своих сиденьях. И снова вскакивают и с размаху брякаются на сиденье. Какой-то уж слишком бурный праздник. На самом деле это часть его репетиции на площади. А подскакивают и поднимают руки по команде, чтобы всех было видно (вдруг кто провалился?) согнанные с пар студенты: они, а точнее, имипроверяют на прочность трибуны. Пришло времясборно-разборных конструкций. Зимой – пластиковая ёлка, в мае – пластиковые кресла для ветеранов и вип-персон. Функционально, легко в использовании. Быстро построить, легко убрать. До следующего повода.

Празднованию Дня Победы, случается, сопутствуют «отдельные перегибы на местах». В одной из уральских столиц выделили около 200000 рублей бюджетных денег на «Косплей в честь 70-летияПобеды». Косплей – это костюмированная игра. Видимо, ожидалось, что горожане сфотографируются в самодельной военной форме и с орденами хэнд-мейд. Вместо этого организаторы прифотошопили мордашки местных депутатов вместо лиц Героев Советского Союза. В это время в соседней области разгромили могилу ветерана войны, чтобы похоронить на его месте родственника федерального судьи. Праздник шагает по стране триумфальным маршем. Госслужащим выдают георгиевские ленточки на рабочем месте. Повязывать или прикалывать к платью желательно, но не обязательно. Пока.

Кажется, ещё немного, и даже выражение «картина маслом» будет слабовато: всё чаще то, что связано с Победой, изображается малярной кистью. Постановка Юлии Батуриной «Приснись мне!» в Театре на Спасской показала, что по-другому всё-таки можно. Даже если это маленький спектакль, поставленный к дате.

На афишах и программках под его названием - приписка: «Рисунок карандашом». Один из главных героев, 15-летний Ося (артист Сергей Трёкин) рисует происходящее вокруг него. Рисует в реальном времени – декорации и костюмы выполнены исключительно в чёрно-белых тонах (художник спектакля – Катерина Андреева). Чёрно-белая стилистика здесь – не только приём. Если рисовать войну в цвете, изведёшь литры багряно-красной краски. И не для того, чтобы изобразить коммунистические знамёна. Это цвет крови, реками пролитой на фронтах и в оккупированных городах.

Катя, мать Оси (артистка Дарья Сосновская), оставшись без мужа, мечется так, словно потеряла часть себя. Никого и ничего целого с той войны не вернулось и после неё не осталось, и режиссёру спектакля удалось это показать. Эта постановка – маленькая и честная история «людей-половинок». Инвалидов среди них нет. Война ампутировала кому – биографию, кому – судьбу.

В вагоне поезда, на котором герои эвакуируются вместе со своим предприятием, люди пересказывают друг другу сны.Что им снится? Что они всё ещё целы. Кате и Осе снится муж и отец. Остальным – прежняя жизнь, дом, родственники, друзья, чьё отсутствие вызывает фантомную боль. Страшно ещё и от того, что таких вагонов – сотни тысяч. Сколько ещё «людей-половинок» осталось и на войне, и после?

Едва зритель начал привыкать к персонажам, жить, радоваться и грустить вместе с ними – повествование оборвалось. Чувствуется незаконченность. Но можно назвать жизни, разорванные войной пополам, законченными?

«Рисунок карандашом» порой изображает войну понятнее, чем «картина маслом», и уж точно честнее, чем главные виды искусства в нашу эпоху вездесущего пластика - плакат и баннер.

Антон Бучин

Вятский край - 19 мая 2015




Читайте также

Пять баллов за поцелуй Иудушки // «Вятский наблюдатель». - 05 июня 2015. № 23 (884). Мэри Лазарева.

Между Щедриным и Пулинович // «Вятский край». - 26 мая 2015. Татьяна Лисик.

Головлевская шкура // «Бизнес новости в Кирове». - 24 мая 2015. Елена Окатьева.

Тревожный сон // «7?7. Горизонтальная Россия. Новости. Мнения. Блоги». - 12 мая 2015. Наталья Панишева.

Ты пожить сумей! // «Бизнес-новости в Кирове». - 12 мая 2015. № 18 (330). Елена Окатьева.