Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

В «ТЕАТРЕ НА СПАССКОЙ» СОСТОЯЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА И ПЕРФОМАНСА «ЗDВИГ»

Год от года современный танец Фестиваля-лаборатории ЗDВИГ вырастает из собственного формата.Ему становится тесно в рамках показов, и он создаёт Резиденцию. Тесно в одном, в двух днях – и он выливается в третий. Когда ЗDВИГ’у становится мало танца, он легко захватывает и подчиняет своим особенным правилам чувствования новые средства высказывания. И никогда ещё, пожалуй, так остро, как осенью 2022-го, не проявлялось в работах фестиваля противостояние и сотрудничество танца и текста.

Звучащая речь как дополнение танца уже привычна для зрителя. Она может быть ключом к разгадке работы, как в «Доме» (Театр танца «Сюрприз») или «Трое» (Ольга Чаузова), показанных 9 ноября. В этом случае танец и текст создают чувственные образы на равных, пользуясь лишь разными средствами выражения. Но вот текст захватывает лидирующую позицию, оставляя танцу роль одного из инструментов в своём арсенале – как это случилось в «Стендап-стенд-арт практиках» (Анастасия Ребкало). Как это случилось в «Уравнении с тремя неизвестными» (идея Ирины Брежневой), прочитанном 10 ноября и заявленном не только как показ ЗDВИГ’а, но и как часть проекта «Монологи» «Театра на Спасской».

На протяжении полутора часов четыре участницы – Ирина Брежнева, Ольга Чаузова, Марина Ижецкая и Аня Зыкина – читают на разные голоса текст с листа. Да, в «Уравнении с тремя неизвестными» есть и танец, и музыка, и элементы перформанса – с появляющейся и исчезающей Юлей Ионушайте, которую «Ирина видит во всём этом». Есть и маски ворон, и окно, и книга, и стулья, и экран, и ведро в образе «чёрного ящика». Но всё это ощущается как декорация или иллюстрация. Главным же событием стал текст.

Это странная переписка людей о себе в третьем лице. Фиксация реальности в собственных ощущениях и длинных философских размышлениях. Кто-то больше пишет, кто-то больше молчит, кто-то пишет, но не в чат, а в тетрадь с лисичкой. Кто-то размышляет о танце, кто-то о разрушающейся жизни, кто-то о сочных гранатах и платьях.

Из «Уравнения с тремя неизвестными» прежде всего получилась прекрасная читка – смешная, трогательная и цельная, несмотря на то, что переписка в групповом чате не располагает к построению художественно оформленной истории. Но танец? Этот показ – часть ЗDВИГ’а, или он уже слишком далеко ушёл от современного танца?

И всё-таки, кажется, танец был. Там, куда так настойчиво отказываются заглядывать участницы «Уравнения с тремя неизвестными» – в прошлом. «Ирина встаёт с утра и идёт делать настоящее прошлым». Там, где случились мёртвый голубь, фото на загранпаспорт, «наружная улыбка», «Плохой Виталий» в аэропорту, кладбища, дающие время, ворона, каждый день прилетающая чистить перья на одну и ту же ветку. Десятки маленьких встреч с реальностью, осмысленных или хотя бы пересказанных потом в чате. Если современный танец – это рефлексия на языке тела, то «Уравнение с тремя неизвестными» – это рефлексия рефлексии. Жизнь в любых её проявлениях становится показом ЗDВИГ’а, станцованным когда-то и теперь лишь пересказанном.

При этом у «Уравнения с тремя неизвестными» очень плотно застроенная – хореография? режиссура? Мелкие события жизни не разбросаны в тексте читки хаотично, но подчинены общей эмоции участниц – одновременно нежной любви и тревожного ожидания. Поэтому так значимо звучат истории о том, как Оля видит в мёртвом голубе полезный для творческого человека жизненный опыт, или короткие видео Марины о вороне, стойко прилетающей на свою ветку в любую погоду, или отрывок из «Осенней сказки» про Ёжика и Медвежонка о том, как Медвежонок пришил листики к дереву – чтобы они никогда не отпали. Три неизвестные – Тема, Что в чёрном ящике и Кто стоит за окном – обретают смысл только в этом контексте. И вдруг так ностальгически звучит изгнанный из ZDВИГ’а «Z», несправедливо обиженный эпохой.

Наделение собственного существования и окружающей его реальности особенным смыслом – не это ли и есть современный танец?

Общее настроение текста «Уравнения с тремя неизвестными» – тревожный поиск ответов и укрытия. Но трогательная связь между участницами, их поиски и щедро, с заботой о зрителе, разбросанные по читке ключи к пониманию замысла делает этот танец-оставшийся-в-прошлом-которого-не-должно-быть очень светлым и тёплым. Он дарит необъяснимое ощущение надежды – и в этом, кажется, и заключается решение уравнения.

Мария Сандалова

В городе Кирове - 24 ноября 2022




Читайте также

Детство кончилось // «Наблюдатель-онлайн». - 25 ноября 2022. Мэри Лазарева.

Цацики: разговор на важные темы на языке ребенка // «МК RU». - 25 ноября 2022. Ольга Салтыкова.

«Театр - это диалог с залом»: беседа с актёрами спектакля «Цацики и его семья» // «Свойкировский.рф». - 24 ноября 2022. Таня Пуш.

Восторг и овации: фестиваль «Вятка - город детства» объединил более 7 тысяч кировчан // «Комсомольская правда». - 23 ноября 2022. Ольга Гилязева.

Цацики и его семья: кировчанам рассказали детскую историю для взрослых // «Комсомольская правда». - 21 ноября 2022. Анастасия Салун.


   

В

In

In

In

In