![]() |
|
|
![]() ![]() ![]() |
|
Сезоны
|
В «ТЕАТРЕ НА СПАССКОЙ» СОСТОЯЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА И ПЕРФОМАНСА «ЗDВИГ»Год от года современный танец Фестиваля-лаборатории ЗDВИГ вырастает из собственного формата.Ему становится тесно в рамках показов, и он создаёт Резиденцию. Тесно в одном, в двух днях – и он выливается в третий. Когда ЗDВИГ’у становится мало танца, он легко захватывает и подчиняет своим особенным правилам чувствования новые средства высказывания. И никогда ещё, пожалуй, так остро, как осенью 2022-го, не проявлялось в работах фестиваля противостояние и сотрудничество танца и текста. Звучащая речь как дополнение танца уже привычна для зрителя. Она может быть ключом к разгадке работы, как в «Доме» (Театр танца «Сюрприз») или «Трое» (Ольга Чаузова), показанных 9 ноября. В этом случае танец и текст создают чувственные образы на равных, пользуясь лишь разными средствами выражения. Но вот текст захватывает лидирующую позицию, оставляя танцу роль одного из инструментов в своём арсенале – как это случилось в «Стендап-стенд-арт практиках» (Анастасия Ребкало). Как это случилось в «Уравнении с тремя неизвестными» (идея Ирины Брежневой), прочитанном 10 ноября и заявленном не только как показ ЗDВИГ’а, но и как часть проекта «Монологи» «Театра на Спасской». На протяжении полутора часов четыре участницы – Ирина Брежнева, Ольга Чаузова, Марина Ижецкая и Аня Зыкина – читают на разные голоса текст с листа. Да, в «Уравнении с тремя неизвестными» есть и танец, и музыка, и элементы перформанса – с появляющейся и исчезающей Юлей Ионушайте, которую «Ирина видит во всём этом». Есть и маски ворон, и окно, и книга, и стулья, и экран, и ведро в образе «чёрного ящика». Но всё это ощущается как декорация или иллюстрация. Главным же событием стал текст. Это странная переписка людей о себе в третьем лице. Фиксация реальности в собственных ощущениях и длинных философских размышлениях. Кто-то больше пишет, кто-то больше молчит, кто-то пишет, но не в чат, а в тетрадь с лисичкой. Кто-то размышляет о танце, кто-то о разрушающейся жизни, кто-то о сочных гранатах и платьях. Из «Уравнения с тремя неизвестными» прежде всего получилась прекрасная читка – смешная, трогательная и цельная, несмотря на то, что переписка в групповом чате не располагает к построению художественно оформленной истории. Но танец? Этот показ – часть ЗDВИГ’а, или он уже слишком далеко ушёл от современного танца? И всё-таки, кажется, танец был. Там, куда так настойчиво отказываются заглядывать участницы «Уравнения с тремя неизвестными» – в прошлом. «Ирина встаёт с утра и идёт делать настоящее прошлым». Там, где случились мёртвый голубь, фото на загранпаспорт, «наружная улыбка», «Плохой Виталий» в аэропорту, кладбища, дающие время, ворона, каждый день прилетающая чистить перья на одну и ту же ветку. Десятки маленьких встреч с реальностью, осмысленных или хотя бы пересказанных потом в чате. Если современный танец – это рефлексия на языке тела, то «Уравнение с тремя неизвестными» – это рефлексия рефлексии. Жизнь в любых её проявлениях становится показом ЗDВИГ’а, станцованным когда-то и теперь лишь пересказанном. При этом у «Уравнения с тремя неизвестными» очень плотно застроенная – хореография? режиссура? Мелкие события жизни не разбросаны в тексте читки хаотично, но подчинены общей эмоции участниц – одновременно нежной любви и тревожного ожидания. Поэтому так значимо звучат истории о том, как Оля видит в мёртвом голубе полезный для творческого человека жизненный опыт, или короткие видео Марины о вороне, стойко прилетающей на свою ветку в любую погоду, или отрывок из «Осенней сказки» про Ёжика и Медвежонка о том, как Медвежонок пришил листики к дереву – чтобы они никогда не отпали. Три неизвестные – Тема, Что в чёрном ящике и Кто стоит за окном – обретают смысл только в этом контексте. И вдруг так ностальгически звучит изгнанный из ZDВИГ’а «Z», несправедливо обиженный эпохой. Наделение собственного существования и окружающей его реальности особенным смыслом – не это ли и есть современный танец? Общее настроение текста «Уравнения с тремя неизвестными» – тревожный поиск ответов и укрытия. Но трогательная связь между участницами, их поиски и щедро, с заботой о зрителе, разбросанные по читке ключи к пониманию замысла делает этот танец-оставшийся-в-прошлом-которого-не-должно-быть очень светлым и тёплым. Он дарит необъяснимое ощущение надежды – и в этом, кажется, и заключается решение уравнения. Мария Сандалова В городе Кирове - 24 ноября 2022 Читайте также Карманные люди // ««Культурная эволюция» / блог студентов ГИТИСа о фестивале «Розовфест»». - 25 апреля 2023. Аглая Тюнина, Полина Куралева. «Очень ценно отказаться от того, что ты уже знаешь, и пойти в зону неизвестного»: третий день фестиваля современного танца ZDВИГ // «Свойкировский.рф». - 12 апреля 2023. Дарья Рубцова. «Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской» // «Свойкировский.рф». - 27 марта 2023. Дарья Рубцова. Новый взгляд на школьную классику: в «Театре на Спасской» готовят эскизы к будущему спектаклю // «Комсомольская правда». - 26 января 2023. Ольга Гилязева. Детство кончилось // «Наблюдатель-онлайн». - 25 ноября 2022. Мэри Лазарева. |
|||
|