Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

Праздник в сентябре

Одиннадцать дней, начиная с первого числа, в Кирове происходило нечто грандиозное и небывалое – по длительности, по содержанию, энергии, по количеству действующих лиц и охвату территорий: задуманный и воплощенный бывшим главрежем Драмы Евгением Ланцовым драматургический марафон «Механика памяти»* – сценическое решение ( в формате читки или эскиза) десяти отобранных из 47 пьес о Вятке. Драматурги, коим фактически только в конце июля, после получения гранта, был срочно дан старт для написания пьес, были вятские и не вятские, любые. За месяц они как-то справились – кто лукаво подогнал уже имеющееся под наши реалии, добавив местные топонимы, кто-то заново художественно переосмыслил исторические события, держась документальности.

Для нас сообщение о готовящемся мероприятии было как минимум неожиданно (Ланцов больше не главреж, его верная сподвижница Нина Тодыбаева больше не завлит – стало быть ушли из активной фазы. Ан нет! Федеральные гранты пока что работают, а люди, оказывается, полны творческой инициативы). Механика памяти – так себе название, звучит как реклама. И уж точно не вызвала восторга собственно тема. Ибо теперь (я так думала) можно ожидать только квасного и казенного патриотизма, видимо в ответ на ироничную ноту рефлексии места, которая прочно закрепилась в сознании вятских театралов благодаря знаменитым спектаклям Бориса Павловича и отчасти Константина Солдатова (Драма). Но посмотрим, ибо любая культурная движуха предпочтительней унылого обывательского застоя. Забегая вперед, скажу, что ничего бравурного к 650-летию Кирова не наблюдалось – ни в собственно драматическом, ни в лекционно-образовательном блоке марафона (или, может, оно и было, но я избегала дискурса этого рода). Святые имена великих, традиционно тащивших паровозом вятскую историю, – а именно ссыльнопоселенцев царского правительства, плюс оказавшихся здесь по праву рождения и месту службы, которые только и мечтали, как отсюда сбежать, а также гордые имена знатных и преуспевших современников, таки прозвучали – но в совокупном контексте они не выпадали из общей драмы русской истории, которая как была, так и продолжается во все более грустных формах. Гордиться и хвастаться особо нечем.

Кто не видел спектаклей, рассказывать, о чем они были, сейчас уже явно не имеет смысла. А вот о тех, кто их делал, кто участвовал, я с удовольствием сообщу. Ибо все основное носило характер прецедента и, повторю, частной инициативы. Во-первых, Ланцову удалось как-то заполучить в Киров Николая Коляду (идиотское слово брэнд делает свое дело, народ валил валом). Простой и доступный во внешних проявлениях, понятно, он был здесь главной инстанцией, единственным спикером и оценщиком в «обсуждениях», больше всех смеялся, хвалил участников и радовался молодежи. Благодаря наличию Коляды наши артисты (особенно из «Театра на Спасской») были в особенном ударе. Старались, как никогда, представляли тексты с явным удовольствием. Но не только они. Отличились и самодеятельные театры, которые также были задействованы по формату марафона: Татьяны Ефимовой, Галины Яссиевич, студия Алексея Хорева (последние просто шикарно озвучили ироническую пьесу Олега Богаева из будней простого народа от времен после Сталина до наших дней, которая была здесь, кажется, самой сильной; как зритель я пребывала на грани катарсиса, между смехом и слезою, высший пилотаж. Жизнь «нашего двора» в диких фантастических историях и милых сердцу декорациях, которые безвозвратно ветшают, а заменить нечем. Двор, понятное дело, метафора несбывшихся надежд – советских и постсоветских).

===Вторая жизнь вятской гимназистки

Пожалуй, я бы выделила еще одну пьесу, может и не лучшую, но с богатым интересным бэкграундом. Автор Мария Викторовна Бердинских, учится на втором курсе у Коляды. Пьеса «Общество северных охотников» роскошно поставлена и сыграна артистами «Театра на Спасской», а роковая красавица Нина Чернышова просто мастер камерных форм, она играла некую юную краеведку, которой надо непременно выиграть конкурс экскурсий, чтобы попасть в «Орленок» ( а уж там – на крутейший конкурс танцоров, ибо краеведение ей лишь средство, а танцы – цель). Однако по ходу дела юная краеведка всерьез увлекается своей героиней Ниной В, историю которой откопала в каких-то дневниках какого-то опять же краеведа. Но кто же в действительности эта Нина, которую я сразу опознала как невымышленный персонаж? Ее биография изрядно приукрашена М.В. Бердинских против реальной, довольно-таки грустной и безысходной. Ведь Нина по умолчанию – героиня и автор документа , «Дневника вятской гимназистки», того самого, что в свое время раздобыл и опубликовал историк-краевед Виктор Аркадьевич Бердинских, а потом написал о ней тоже пьесу и тоже несколько видоизменил личную историю Нины, вписав ее в реальные события 17 года в Вятке, когда в реку вылили тонны спирта и революционный народ перепился. Но при чем тут северные охотники? Как известно, они и взяли тогда на себя дело патрулировать Вятку с своими ружьями, когда полиция бездействовала..

Известно, что Виктор Аркадьевич настойчиво и безуспешно предлагал свою пьесу про Нину (и другие) кировским театрам…И вот теперь она, в каком-то смысле, наконец увидела свет, пусть в совершенно ином авторском варианте, использовавшем собственные драматургические ходы и другую фабулу. Есть ли тут снижение или заимствование? По-моему, нет – наоборот, углубление и развитие давней и значимой семейной истории с драматургией. Однако на показе В.А.Бердинских не было.

===Охота к перемене мест

Успеху «марафона» (а это несомненно успех, ибо восторженная публика уже сейчас жаждет продолжения) в большой степени способствовало и то, что организаторы привлекли массу перспективных партнеров и вывели собственно театр за его пределы, поместив в разные интересные неспецифические пространства. Освоив, например, такую чудесную площадку в ботаническом саду как новый технологичный павильон в виде прозрачной полусферы; его ребра жесткости само по себе образовали выразительную эффектную декорацию для читок, не говоря уж про лекцию об Алексее Истомине, основателе сада (человеке поистине трагической судьбы, и придумывать ничего не надо; лектор Светлана Дождевых). Площадка в свежеотреставрированном частном теперь Крине по имени «Винный склад» тоже была хороша и выглядела весьма стильно в своих краснокирпичных интерьерах (а иначе как бы мы туда попали). Фешенебельная гостиница «Чарушин» не только гостеприимно приняла Николая Владимировича Коляду в одном из своих лучших номеров, но и само театральное действо в специальных залах типа коворкинг (народ ломился, да не всех пустили). Ну и конечно Герценка, музей Космонавтики – новое здание, и музей Грина. Все кипело и бурлило, искры летели, досадные почти провалы сменялись очевидными взлетами, как в жизни, никто ведь заранее не знал, что получится. А получилось как-то искренне, вдохновенно, можно сказать от души. И в основном не глупо.

Народ только успевал менять локацию. Кто были эти люди? Вопреки чаяниям и упованиям организаторов в их надеждах на молодую аудиторию и «миссионерский прирост», студенческая составляющая имела место, но быстренько сливалась по мере отыгрывания «своих» сюжетов и удаления с родных ведомственных территорий. Хранили верность мероприятию от и до в основном более или менее «взрослые» люди с гуманитарными лицами. Так что с задачей максимум, которую мне озвучил Евгений Львович Ланцов, – посеять зерна в молодом поколении, не так все просто. Как известно, искусство вообще ничему научить не может (ибо оно не пропаганда с ее прямым и однозначным языком, и не проповедь), для этого у него слишком тонкие и сложные механизмы. И все-таки: для профильной аудитории и всех тех, кто не поленился каждый день ходить, как на работу, по указанным адресам – это был праздник. Самый настоящий праздник.

===Есть новые люди. И это главное

Но самые добрые слова мне хочется сказать про организаторов, которое сумели довести свое грандиозное детище от замысла до воплощения – двоих я уже назвала, плюс кандидат культурологии из ВятГУ Юлия Колобова. На самих показах и лекциях они скромно держались в стороне от зрелищ, но для того чтобы праздник состоялся, за короткое время провернули пропасть разнообразной трудоемкой работы (найдя каждому тексту еще ведь и режиссеров, в том числе иногородних, весьма интересных). За свой труд не получив ничего в рублях, ибо по условиям президентского гранта этого не предполагалось. (В декабре, когда писали заявку, главреж и его завлит были еще при должностях и зарплатах). В феврале с Ланцовым не продлили контракт без объяснения причин, несмотря на наличие в сегодняшнем репертуаре Драмы двух или даже более его зрительских хитов и одного высокохудожественного спектакля. (Это я сужу по личному гамбургскому счету, на самом деле их может быть гораздо больше). Однако артисты Драмы агрессивно не заценили и этого главрежа, опять выразили протест, что повлияло на решение в верхах. А говоря по правде, исполнители из Драмы были единственные на показах, кто удостоился резкой и безжалостной критики Коляды. Но это так, кстати.

Не знаю, кто что потерял. Ланцов остается в Кирове. А уж мы-то, падкие до жизни в любых ее формах, как рады появлению в поле общественной активности этого умного, дружелюбного, профессионально коммуникабельного человека, открытого старому и новому, а главное – живущему здесь еще очень недолго, так что не успело осточертеть. В неформальном, внеинституциональном пространстве он, возможно, даже нужнее. Может, у нас здесь родился новый харизматический лидер, другого все равно нет. Может, еще что замутит? Мы здорово на него надеемся. Я так и сказала в последний день: вы, Евгений Юрьевич, теперь в ответе за тех, кого приручили. И кстати же: Коляда и культурные деятели из Вологды, бывшие в гостях, даже позавидовали вятской инициативе – пьесы и театр о городе. Собираются продвигать у себя эту идею.

* Проект реализован в рамках гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусств.

Мэри Лазарева

Наблюдатель-онлайн - 16 сентября 2022




Читайте также

Новый взгляд на школьную классику: в «Театре на Спасской» готовят эскизы к будущему спектаклю // «Комсомольская правда». - 26 января 2023. Ольга Гилязева.

Детство кончилось // «Наблюдатель-онлайн». - 25 ноября 2022. Мэри Лазарева.

Цацики: разговор на важные темы на языке ребенка // «МК RU». - 25 ноября 2022. Ольга Салтыкова.

В «ТЕАТРЕ НА СПАССКОЙ» СОСТОЯЛСЯ ФЕСТИВАЛЬ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА И ПЕРФОМАНСА «ЗDВИГ» // «В городе Кирове». - 24 ноября 2022. Мария Сандалова.

«Театр - это диалог с залом»: беседа с актёрами спектакля «Цацики и его семья» // «Свойкировский.рф». - 24 ноября 2022. Таня Пуш.


   

В

In

In

In

In