Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

В Кирове в Театре на Спасской читали пьесу про медведя-оборотня

Пьеса Олега Михайлова «Нави Волырк. Жизнь Ивана Крылова, медведя-оборотня» была прочитана на экспериментальной сцене «Театра на Спасской» 18 октября в рамках проекта «Монологи», созданного бывшим главным режиссёром театра Егором Чернышовым.

Выросшие из «Избранного», «Монологи» сохранили характерную для формата читки сосредоточенность на тексте и тонкий баланс между возможностями пьесы, смысловыми и художественными, – и амбициями режиссёра. Между «открытием» пьесы для зрителя и её интерпретацией. Вот только «Нави Волырку», прочитанному Александром Королевским в постановке Александра Трясцина, балансировать на этой грани, кажется, трудно: как медведь, он тяжело раскачивается, оступаясь то в одну, то в другую сторону.

Сама по себе пьеса очень плотно упаковывает в один текст массу сложных и широких тем. Прежде всего, это интерпретация биографии Ивана Андреевича Крылова, личности почти такой же культовой для русской литературы, как А Эс Пушкин, с той только разницей, что о Крылове как о человеке знают намного меньше. Поэтому-то история, созданная драматургом Олегом Михайловым, поражает не столько фантастичностью, сколько реальностью. Человек, начинавший жизнь во время восстания Пугачёва, переживший Державина, Радищева, Карамзина, Пушкина, заставший Гоголя, Белинского, Толстого, Достоевского. Крылов кажется наблюдателем, простоявшим в тёмном углу целую эпоху, внимательно прислушиваясь к ней.

Существующий в одиночестве монолога, герой пьесы становится своеобразным демиургом, пересоздающим для зрителя миры своей юности. Каждый такой мир используется Олегом Михайловым как лаборатория для развития типично русских вопросов. О человеке и государстве, воле и свободе, искренности и предательстве. В каждой истории есть своя кульминация, равная по силе другим. Монолог о мальчишке Кюхельбекере, разбившем в себе русский страх перед сильными мира сего, звучит не менее остро, чем рассказ о шкуре оборотня, берущей власть над человеком, о матери Крылова, выторговавшей жизнь сына по 25 рублей за куль муки, или его дочери Сашеньке, любимой, но непризнанной, потому что ей не повезло родиться девочкой.

При этом текст пьесы постоянно выворачивается наизнанку, снимает раз за разом шкуры того, чем он хочет казаться: детективной историей, социальной сатирой, фантастическим представлением, биографией или абсурдным анекдотом. Образ оборотня-медведя очень удобно раскладывается на символы в любом из этих направлений.

Режиссёру, работающему с подобным текстом, неизбежно приходится выбирать между направлениями, подчёркивать одни конфликты и приглушать другие. Но читка Александра Трясцина собирает их все, смакует каждый и размешивает их в одном котле.

Хореографический конкурс «Танцуй, Россия» в вашем городе

Давящая избыточность стала основным приёмом этой читки. Множество равноправно-глубоких тем, заставленная предметами быта сцена, материальная иллюстрация текста: если пожар – то спички, если переписка – то конверты, если слушатель – то манекен с жутковато-натуральным поворотом головы вслушивающегося человека, если медведь – то рычит и раскачивается на тяжёлых лапах в своём коричневом бархатном халате. Сам Александр Королевский, с характе́рным густым голосом и говорящими интонациями, увеличивает концентрацию Нави Волырка в душной атмосфере экспериментальной сцены. Нави Волырк – всего лишь Иван Крылов наоборот, но сколько дикого востока, монгольских корней звучит в имени оборотня.

И если смертельные объятия медведя захватывают только тело, то Нави Волырк поселяется где-то глубоко в памяти, ворочая неприятные сомнения в том, не спустил ли ты сам свою жизнь в нужник. Оттуда, из недр сознания, этот внутренний Нави Волырк вглядывается в современную нам жизнь и мечется среди вопросов, на которые нет ответа в простых моралистичных баснях, как в душной клетке.

 

Мария Сандалова

МК RU - 11 ноября 2022




Читайте также

В «Театре на Спасской» прошла премьера спектакля «Буря» по пьесе Шекспира. // «Свойкировский.рф». - 20 июня 2023. Валентин Гребёнкин.

«Шекспиры всякие нужны». Алексей Ульянов – о премьере «Бури» в Театре на Спасской // «kirov.ru». - 18 июня 2023. Алексей Ульянов.

«Буря» на сцене и в зрительном зале: «Театр на Спасской» завершил сезон постановкой Шекспира // «Кировская правда». - 18 июня 2023. Юлия Егорова.

Карманные люди // ««Культурная эволюция» / блог студентов ГИТИСа о фестивале «Розовфест»». - 25 апреля 2023. Аглая Тюнина, Полина Куралева.

«Очень ценно отказаться от того, что ты уже знаешь, и пойти в зону неизвестного»: третий день фестиваля современного танца ZDВИГ // «Свойкировский.рф». - 12 апреля 2023. Дарья Рубцова.


   

В

In

In

In

In