Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

В среднем процесс подготовки спектакля в «Театре на Спасской» занимает 2-3 месяца, но для более продолжительных по времени постановок делают исключение. Например, спектакль «Гамлет» театральная труппа репетировала на сцене девять месяцев.

Работа над спектаклем начинается с идеи. Замысел рождается в голове режиссёра. В дальнейшем он оценивает возможности театра и сам материал, после чего начинает работать с постановочной командой, художником и композитором. На техсовете по новому спектаклю они активно обсуждают визуальный облик спектакля, костюмы, декорации и музыкальное сопровождение.

Звенья одной цепи

В «Театре на Спасской» за выпуск декораций при подготовке спектакля отвечают пошивочный, столярный и бутафорско-декорационный цеха. Непосредственно в процессе спектакля, помимо артистов, участвуют ассистент режиссёра, костюмеры, гримёры, осветители, звукорежиссёры, рабочие по сцене. И все они работают в одной цепочке. Если в костюмах есть элементы бутафории, то цех бутафории взаимодействует с пошивочным.

Из чего состоит «гардероб» сцены?

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»
Сцена в Театре – основная площадка, где происходит действие спектакля. Грамотно подобранные декорации помогают зрителю окунуться в атмосферу и оказаться в месте, где разворачивается история.

Разработка декораций начинается с эскиза. Далее в цехе бутафории работают уже по готовому эскизу и воплощают в жизнь идею художника. После техсовета проводится закупка необходимых материалов. Всё обсуждается с художником, какую идею он хочет воплотить и какой материал лучше для этого использовать.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

После того как бутафорию изготовили, она используется для дальнейших спектаклей. Важно поддерживать реквизит и декорации в том же состоянии, как в день премьеры. Поэтому все цеха, которые работают над выпуском, на протяжении жизни спектакля непрерывно поддерживают оформление в первоначальном состоянии.

От кринолина до современного жакета

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

Сценическая одежда актёров, как и декорации, сначала рисуется художником, который предлагает режиссёру своё видение. Художник рассказывает, какие нюансы должны быть у костюма, например, кринолин. Под готовый эскиз в пошивочном цехе подбирают нужные материалы или закупают в магазине, а после – отшивают костюм.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

Для одного спектакля бывает необходимо сшить 30 костюмов всего за несколько месяцев. Когда ткань поступает, в цехе делают выкройки и начинают работать. Параллельно к процессу подключают актёров, чтобы костюм хорошо сидел и не мешал во время игры на сцене.

Когда костюм готов, его передают в работу. Наряд активно используют и тестируют в процессе репетиций, после чего отправляют костюмеру, который поддерживает его в хорошем состоянии и готовит к последующим спектаклям.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

В костюмерной готовые наряды отпаривают, исправляют возможные дефекты и даже помогают актёрам переодеться для роли.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

Искусство перевоплощения: театральный грим

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

В гримёрке актёры приобретают последние штрихи в своём образе: парики, бороды и головные уборы. В отличие от макияжа, у грима нет цели поразить смотрящего своей сложностью или аккуратностью выполнения. Из зала он воспринимается зрителями с определённого расстояния. При этом чем больше расстояние и ярче сценический свет – тем ярче и насыщеннее должен быть грим.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

Часто вблизи грим напоминает набор аляповатых мазков. По этой причине искусство гримёра можно сравнить с картиной художника-импрессиониста, когда вблизи виден только широкий мазок, а полный замысел становится понятен, только если отойти на определённое расстояние.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

Также при подготовке актёра к спектаклю гримёр должен учитывать освещение, которое будет подобрано для постановки. В разном освещении одни и те же цвета могут выглядеть совершенно по-разному. В качестве тёмных цветов гримёры часто используют бордовый и коричневый, чёрный – реже. Красный и синий используются в чистом виде, так как это основные цвета и они меньше подвержены искажению в лучах прожекторов.

Огни ночного города, закаты и рассветы: освещение сцены

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

Реалистично воссоздать на сцене природные явления в силах грамотного художника по свету. Вечерние картины в театре обычно создают с помощью синего освещения, так как в обычной жизни белый снег в темноте отдаёт синеватым оттенком. Если нужно изобразить пожар или рассвет, то в театре используют красное освещение. Также осветитель всегда учитывает психологию цвета. Так, красный цвет может ассоциироваться у смотрящего с тревогой и опасностью. Оранжевый вызывает радость, а синий – тоску.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

Работа осветителей начинается после установки декораций и начала репетиций. В основном используются приборы направленного света – световые прожекторы, которые подсвечивают определённое место на сцене. Их количество может достигать сотни. В театре также очень активно используют светодиодное оборудование. Интеллектуальное оборудование, поворотные прожекторы, которые позволяют менять направление, цвет и форму луча. Создать необходимую атмосферу во время спектакля получается только при использовании всего многообразия световых приборов.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

Подготовка непосредственно перед спектаклем занимает около двух часов, а полностью сцена должна быть готова за 45 минут до начала спектакля. Когда поднимается занавес, художник по свету садится за пульт и сверяется с партитурой, где написаны все реплики. Для большей точности он может использовать кью-лист, где световые картины идут по порядку одна за другой.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

«Виртуозность в процессе»

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

Только после обсуждения перечисленных этапов подготовки режиссёр приходит к актёрам и рассказывает им о своём замысле. А дальше начинаются репетиции. На начальном этапе они проходят в формате читки, когда актёры и режиссёр читают сценарий, вместе делая первые шаги в создании спектакля.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

– Каждый актер индивидуален и неповторим. Одному достаточно только намекнуть, и он все поймёт, с другим нужно много разговаривать, доказывать, даже спорить. И это нормально, в этом особенность театра. Здесь нет единых законов и формул. Нет их и в режиссуре. Многие режиссёры ставят чеховскую «Чайку», и каждый её по-своему разбирает и понимает. Поэтому нет одинаковых ролей и одинаковых спектаклей, – поделилась режиссёр «Театра на Спасской» Наталия Красильникова.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

– Для меня самым ценным в работе над спектаклем является именно сам процесс создания. Вообще виртуозность – она в процессе, потому что когда мы видим результат, мы не знаем, что стоит за ним. Этап поиска захватывает тебя целиком. Ты долго думаешь, ищешь решение, а потом просыпаешься ночью и понимаешь, что вот он, этот недостающий элемент! А дальше ты деталь за деталью подбираешь и складываешь этот пазл. И получается картинка, – рассказала балетмейстер-постановщик Ирина Брежнева.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

Далее начинаются пробы. Режиссёр думает, на какую роль назначить актёра. Бывает, что материал сам находит конкретного артиста, а иногда поиски главного героя затягиваются надолго. Отказаться от предложенной роли актёр не может, ведь с юридической точки зрения театр схож с каким-либо предприятием. В нём также есть законы, прописанные на бумаге.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

Один из самых интересных и творческих процессов в создании спектакля – репетиции. Творческие поиски могут происходить на маленькой сцене или в репетиционной комнате. После этого этапа актёры начинают репетировать отдельные сцены будущего спектакля, которые собираются в единое целое после завершения работы монтировочных и световых цехов.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

Работа актёров со стороны кажется вечным праздником. Но в действительности им приходится отыгрывать одну и ту же роль множество раз. В этом и заключается профессионализм артиста – преодолеть рутину, выйти на сцену и сыграть свою роль как в первый раз.

– Если у меня сегодня спектакль, то я просыпаюсь уже с осознанием того, что персонаж где-то внутри существует с момента пробуждения, – рассказывает артистка Марианна Узун. – Бывают спектакли, где ты устаёшь физически и нужно дух перевести, чтобы как-то вернуться к обыденной жизни и думать, о том, что готовить сегодня на ужин. Некоторые роли даются легко, а другие – из тебя всю душу вынимают. После них ещё надо какое-то время одной в гримёрке посидеть, потому что только что был такой выброс адреналина, что просто так ты в обычную жизнь не вернёшься. Это всё зависит не всегда от материала и спектакля, а от дыхания зала, физического состояния утром и тысячи других факторов.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

«Искусство здесь и сейчас»

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

И вот наступает самый волнительный момент – премьера. Декорации готовы и уже стоят на сцене, костюмы и музыка подобраны, а реплики на репетициях доведены до автоматизма. Актёры выходят на сцену, и в этот момент начинается новая история.

– Театр – это искусство здесь и сейчас. Это не музей, где есть картина, и она написана 100, 200, 300 лет назад. И то к картине в разные периоды жизни может быть разное отношение. А театр – он про нас. Про сейчас. Хотя театр старается идти немного впереди. Спектакль живёт, только пока он идёт, пока в зале сидят зрители, а на сцене играют актёры, и всё это происходит одномоментно. Закончился спектакль и его нет, а потом он опять рождается, и каждый раз этот процесс происходит заново, – отметил директор «Театра на Спасской» Владимир Грибанов.

«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»

Дарья Рубцова

Свойкировский.рф - 27 марта 2023




Читайте также

В «Театре на Спасской» прошла премьера спектакля «Буря» по пьесе Шекспира. // «Свойкировский.рф». - 20 июня 2023. Валентин Гребёнкин.

«Шекспиры всякие нужны». Алексей Ульянов – о премьере «Бури» в Театре на Спасской // «kirov.ru». - 18 июня 2023. Алексей Ульянов.

«Буря» на сцене и в зрительном зале: «Театр на Спасской» завершил сезон постановкой Шекспира // «Кировская правда». - 18 июня 2023. Юлия Егорова.

Карманные люди // ««Культурная эволюция» / блог студентов ГИТИСа о фестивале «Розовфест»». - 25 апреля 2023. Аглая Тюнина, Полина Куралева.

«Очень ценно отказаться от того, что ты уже знаешь, и пойти в зону неизвестного»: третий день фестиваля современного танца ZDВИГ // «Свойкировский.рф». - 12 апреля 2023. Дарья Рубцова.


   

В

In

In

In

In