![]() |
|
|
![]() ![]() ![]() |
|
Сезоны
|
«Без единых законов и формул»: как создаётся спектакль в «Театре на Спасской»В среднем процесс подготовки спектакля в «Театре на Спасской» занимает 2-3 месяца, но для более продолжительных по времени постановок делают исключение. Например, спектакль «Гамлет» театральная труппа репетировала на сцене девять месяцев. Работа над спектаклем начинается с идеи. Замысел рождается в голове режиссёра. В дальнейшем он оценивает возможности театра и сам материал, после чего начинает работать с постановочной командой, художником и композитором. На техсовете по новому спектаклю они активно обсуждают визуальный облик спектакля, костюмы, декорации и музыкальное сопровождение. Звенья одной цепиВ «Театре на Спасской» за выпуск декораций при подготовке спектакля отвечают пошивочный, столярный и бутафорско-декорационный цеха. Непосредственно в процессе спектакля, помимо артистов, участвуют ассистент режиссёра, костюмеры, гримёры, осветители, звукорежиссёры, рабочие по сцене. И все они работают в одной цепочке. Если в костюмах есть элементы бутафории, то цех бутафории взаимодействует с пошивочным. Из чего состоит «гардероб» сцены?
Сцена в Театре – основная площадка, где происходит действие спектакля. Грамотно подобранные декорации помогают зрителю окунуться в атмосферу и оказаться в месте, где разворачивается история.
Разработка декораций начинается с эскиза. Далее в цехе бутафории работают уже по готовому эскизу и воплощают в жизнь идею художника. После техсовета проводится закупка необходимых материалов. Всё обсуждается с художником, какую идею он хочет воплотить и какой материал лучше для этого использовать. После того как бутафорию изготовили, она используется для дальнейших спектаклей. Важно поддерживать реквизит и декорации в том же состоянии, как в день премьеры. Поэтому все цеха, которые работают над выпуском, на протяжении жизни спектакля непрерывно поддерживают оформление в первоначальном состоянии. От кринолина до современного жакетаСценическая одежда актёров, как и декорации, сначала рисуется художником, который предлагает режиссёру своё видение. Художник рассказывает, какие нюансы должны быть у костюма, например, кринолин. Под готовый эскиз в пошивочном цехе подбирают нужные материалы или закупают в магазине, а после – отшивают костюм. Для одного спектакля бывает необходимо сшить 30 костюмов всего за несколько месяцев. Когда ткань поступает, в цехе делают выкройки и начинают работать. Параллельно к процессу подключают актёров, чтобы костюм хорошо сидел и не мешал во время игры на сцене. Когда костюм готов, его передают в работу. Наряд активно используют и тестируют в процессе репетиций, после чего отправляют костюмеру, который поддерживает его в хорошем состоянии и готовит к последующим спектаклям. В костюмерной готовые наряды отпаривают, исправляют возможные дефекты и даже помогают актёрам переодеться для роли. Искусство перевоплощения: театральный гримВ гримёрке актёры приобретают последние штрихи в своём образе: парики, бороды и головные уборы. В отличие от макияжа, у грима нет цели поразить смотрящего своей сложностью или аккуратностью выполнения. Из зала он воспринимается зрителями с определённого расстояния. При этом чем больше расстояние и ярче сценический свет – тем ярче и насыщеннее должен быть грим. Часто вблизи грим напоминает набор аляповатых мазков. По этой причине искусство гримёра можно сравнить с картиной художника-импрессиониста, когда вблизи виден только широкий мазок, а полный замысел становится понятен, только если отойти на определённое расстояние. Также при подготовке актёра к спектаклю гримёр должен учитывать освещение, которое будет подобрано для постановки. В разном освещении одни и те же цвета могут выглядеть совершенно по-разному. В качестве тёмных цветов гримёры часто используют бордовый и коричневый, чёрный – реже. Красный и синий используются в чистом виде, так как это основные цвета и они меньше подвержены искажению в лучах прожекторов. Огни ночного города, закаты и рассветы: освещение сценыРеалистично воссоздать на сцене природные явления в силах грамотного художника по свету. Вечерние картины в театре обычно создают с помощью синего освещения, так как в обычной жизни белый снег в темноте отдаёт синеватым оттенком. Если нужно изобразить пожар или рассвет, то в театре используют красное освещение. Также осветитель всегда учитывает психологию цвета. Так, красный цвет может ассоциироваться у смотрящего с тревогой и опасностью. Оранжевый вызывает радость, а синий – тоску. Работа осветителей начинается после установки декораций и начала репетиций. В основном используются приборы направленного света – световые прожекторы, которые подсвечивают определённое место на сцене. Их количество может достигать сотни. В театре также очень активно используют светодиодное оборудование. Интеллектуальное оборудование, поворотные прожекторы, которые позволяют менять направление, цвет и форму луча. Создать необходимую атмосферу во время спектакля получается только при использовании всего многообразия световых приборов. Подготовка непосредственно перед спектаклем занимает около двух часов, а полностью сцена должна быть готова за 45 минут до начала спектакля. Когда поднимается занавес, художник по свету садится за пульт и сверяется с партитурой, где написаны все реплики. Для большей точности он может использовать кью-лист, где световые картины идут по порядку одна за другой. «Виртуозность в процессе»Только после обсуждения перечисленных этапов подготовки режиссёр приходит к актёрам и рассказывает им о своём замысле. А дальше начинаются репетиции. На начальном этапе они проходят в формате читки, когда актёры и режиссёр читают сценарий, вместе делая первые шаги в создании спектакля.
Далее начинаются пробы. Режиссёр думает, на какую роль назначить актёра. Бывает, что материал сам находит конкретного артиста, а иногда поиски главного героя затягиваются надолго. Отказаться от предложенной роли актёр не может, ведь с юридической точки зрения театр схож с каким-либо предприятием. В нём также есть законы, прописанные на бумаге. Один из самых интересных и творческих процессов в создании спектакля – репетиции. Творческие поиски могут происходить на маленькой сцене или в репетиционной комнате. После этого этапа актёры начинают репетировать отдельные сцены будущего спектакля, которые собираются в единое целое после завершения работы монтировочных и световых цехов. Работа актёров со стороны кажется вечным праздником. Но в действительности им приходится отыгрывать одну и ту же роль множество раз. В этом и заключается профессионализм артиста – преодолеть рутину, выйти на сцену и сыграть свою роль как в первый раз.
«Искусство здесь и сейчас»И вот наступает самый волнительный момент – премьера. Декорации готовы и уже стоят на сцене, костюмы и музыка подобраны, а реплики на репетициях доведены до автоматизма. Актёры выходят на сцену, и в этот момент начинается новая история.
Дарья Рубцова Свойкировский.рф - 27 марта 2023 Читайте также В «Театре на Спасской» прошла премьера спектакля «Буря» по пьесе Шекспира. // «Свойкировский.рф». - 20 июня 2023. Валентин Гребёнкин. «Шекспиры всякие нужны». Алексей Ульянов – о премьере «Бури» в Театре на Спасской // «kirov.ru». - 18 июня 2023. Алексей Ульянов. «Буря» на сцене и в зрительном зале: «Театр на Спасской» завершил сезон постановкой Шекспира // «Кировская правда». - 18 июня 2023. Юлия Егорова. Карманные люди // ««Культурная эволюция» / блог студентов ГИТИСа о фестивале «Розовфест»». - 25 апреля 2023. Аглая Тюнина, Полина Куралева. «Очень ценно отказаться от того, что ты уже знаешь, и пойти в зону неизвестного»: третий день фестиваля современного танца ZDВИГ // «Свойкировский.рф». - 12 апреля 2023. Дарья Рубцова. |
|||
|