|
|
|
|
|
Сезоны
|
Есть повести печальнее на свете
В этом сезоне кировский театр юного зрителя «На Спасской» – театр с богатой историей, которым в разные годы руководили Алексей Бородин, Борис Павлович, Егор Чернышов, возглавил молодой режиссер, ученик Сергея Женовача Кирилл Заборихин. Он уже сотрудничал с этим театром, выпустив «Последние дни Базарова» и «Прощание с Матерой». Первой работой в статусе главного режиссера стала постановка для детей «Рыжий. Честный. Влюбленный», в основу которой лег киносценарий Георгия Полонского к одноименному фильму Леонида Нечаева. Сюжетная основа взята из сказки Яна Экхольма «Тутта Карлссон, Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие».
Кировский «Рыжий. Честный. Влюбленный» вписывается в тенденцию последнего времени по обращению к культовым детским произведениям советского периода. Достаточно вспомнить «Бременских музыкантов» Евгения Марчелли в Театре имени Моссовета, «Багдадского вора и черную магию» Егора Перегудова в Театре имени Маяковского (см. «ЭС», 2024, 29 сентября), «Летучий корабль» Дамира Салимзянова в пермском Театре-Театре, «Е-ее-ее» Антона Федорова в новосибирском «Старом доме» (см. «ЭС», 2024, 11 ноября). Обилие советских названий в афишах театров вполне объяснимо, поскольку привлекает не только юных зрителей, но и их родителей, готовых в ностальгическом порыве окунуться в приключения давно знакомых героев.
Кирилл Заборихин прекрасно это осознает и расставляет множество манков для взрослой публики. В одной из сцен на декорацию проецируется уже вышедшая из обихода детская дразнилка «Так тебе и надо, курица-помада», в другой – Ежик Нильс в исполнении актера Николая Худанина появляется под музыкальную заставку из телепрограммы 1990-х «Криминальная Россия», затем пародирует манеру Дмитрия Нагиева вести тв-шоу и произносит «Всё! Пока, пока», фразу, ставшую крылатой благодаря телевидению нулевых наравне с «Выпускайте бычка». Большинство гэгов для взрослых транслируется именно через образ Ежика Нильса, он сам будто бы родом из 90-х и кажется ровесником сегодняшних родителей, а подростки вполне могут назвать его скуфом.
Несмотря на обилие юмора, жанр спектакля обозначен как «не самая печальная повесть на свете» и отсылает к шекспировской трагедии, которой, как известно, печальнее на свете нет.
Между Ромео из Вероны и лисенком Людвигом – Ромео из леса Святого Августина обнаруживается много общего: и безоглядная любовь, и патологическая честность, – не случайно именно эти качества вынесены в заглавие. А в актерском исполнении Григория Бессонова и Константина Кочнева образ получает еще и черты современных подростков. Кировские Людвиги по-тинейджерски нескладны и забавны, по-хорошему наивны, просты и не пытаются скрывать эмоций и чувств. Нынешних подростков, но уже совсем иных, угловатых, дерзких, готовых забуллить даже собственного брата, воплощают актрисы Марианна Узун и Анастасия Калиничева, играющие сестер Луизу и Лауру.
В «Ромео и Джульетте» главных героев двое, здесь же возлюбленная Людвига, цыпленок Тутта, уходит на второй план, она скорее кажется катализатором для проявления качеств главного героя. Однако актрисе Нине Чернышовой удается запомниться – не только эффектной внешностью, но и вокалом. Голос звучит в музыкальном номере «Эхо» («как хочется, эхо, чтоб нас не бросали, чтоб честным и добрым почаще везло») еще до появления актрисы на сцене: в этот момент Людвиг покидает пределы леса, и прекрасный голос, словно проводник в новый мир, обозначает важный виток сюжета.
Спектакль Кирилла Заборихина унаследовал не только диалоги из одноименного фильма, но и музыкальные номера, получившие новое звучание благодаря композитору Андрею Шошкину – он создал современные аранжировки.
Спектакль уходит от детскости, в том числе на визуальном уровне. Нет ни масок животных, ни ушей, ни хвостов. Художник Ульяна Еремина одевает героев в современные костюмы, в которых лишь цвет намекает на принадлежность персонажа к той или иной животной группе: разные оттенки оранжевого в костюмах у лис, серый у ежа, желтый у цыпленка. Художница помещает ярких героев в лаконичное пространство с визуальной доминантой в виде плоской серой стены, на которой сверху расположена площадка, огороженная перилами цвета ржавчины, они напоминают стволы и ветви деревьев. Графичность пространства режиссер подчеркивает статичными линейно-плоскостными мизансценами, в которых текст адресуется не партнерам, а непосредственно в зал.
Ноту шекспировской трагедии вносит актриса Наталья Красильникова в роли матери Людвига. Сцену прощания с сыном, когда она пытается запретить ему жертвовать собой, актриса играет почти полушепотом, внутренний стержень в этот момент надламывается, она предвидит конец, но не может удержаться от мольбы. В открытом финале Кирилл Заборихин намекает на трагический исход судьбы лесных Ромео и Джульетты, обрывая мелодию финального дуэта Людвига и Тутты и резко гася свет, после чего на экране появляются слова «Се ля ви – такова жизнь».
Илья Губин Экран и сцена - 23 декабря 2024 - № декабрь 2924 года. Читайте также В театре на Спасской покажут зимнюю сказку «Серебряная лилия» // «ГТРК Вятка». - 20 декабря 2024. Юлия Шалаева. «Рыжий. Честный. Влюблённый»: лисёнок против хитрости // - 23 ноября 2024. Матвей Матюкин. «Всем нам нужен капустный лист»: о премьере «Театра на Спасской» // «Кировская правда». - 13 ноября 2024. Юлия Егорова. Тайна цвета апельсина. «Рыжий. Честный. Влюбленный» Кирилла Заборихина в Театре на Спасской // «Театр To Go». - 13 ноября 2024. Любовь Исакова. Состоялась премьера спектакля «Рыжий. Честный. Влюбленный» // «МК в Кирове». - 12 ноября 2024. |
|||
|