Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Вятка, встань-ка

Несколько дней назад город Киров вошел в состав «Культурного альянса», примкнув к безусловным хедлайнерам культурной экспансии — Петербургу и Перми. На их фоне Киров воспринимается младшим братом, «сыном полка», допущенным к взрослому партизанскому костру.

Вятка, встань-ка

Что же являет собой художественный мир Кирова на момент вступления в Альянс? Отчасти представление об этом можно составить по той программе, что Киров заявил на нынешних «Белых ночах в Перми». Итак, по порядку: в данный момент уже экспонируется коллективная выставка вятских художников «Вятка, встань-ка!», 17 июня состоится концерт электронной группы Illuminated Faces, а 18 и 19 числа, соответственно, Кировский государственный «Театр на Спасской» покажет два спектакля: драматический «Видимая сторона жизни» и contemporary dance «Без_дна».

Давайте попробуем, как палеонтологи по зубу — скелет, восстановить картину кировского культурного ландшафта по этим разрозненным акциям.

Кстати, на поверку они оказываются не такими уж разрозненными. Скажем, руководитель «Галереи Прогресса», представляющей вятских художников, играет на ударных в группе Illuminated Faces. Группа Illuminated Faces озвучила уже три спектакля «Театра на Спасской», в том числе танцевальную «Без_дну». Среди танцоров «Без_дны» — драматическая актриса, легко управляющаяся с километрами текста в литературоцентричном спектакле «Видимая сторона жизни».

Взаимопроникновение вовсе не является следствием провинциального принципа «все всех знают». Как раз наоборот, многие участники совместных проектов впервые увидели друг друга только на репетициях.

«Семейность» связана в первую очередь с тем, что последние годы функции генератора творческой активности принял на себя бывший ТЮЗ, ныне — «Театр на Спасской». Под аккомпанемент затяжных разговоров о создании синтетического Центра современного искусства, который бы занимался установлением междисциплинарных связей, «Театр на Спасской» уже давно негласно двигается в этом направлении. Театр оказывается площадкой, готовой творчески аккумулировать любой формат. Спектакли, тематические фестивали, презентации, лаборатории, выставки, которые по отдельности не вызвали бы в городе адекватного резонанса, вместе образуют магнетическое культурное поле. Аудитория перемешивается, поэты идут смотреть картины, а артисты — слушать стихи. Получается это как-то само собой. На достаточно ровном и обозримом кировском интеллектуальном пространстве отдельные активные фигуры очень заметны и проявляют интерес друг к другу.

Вятка, встань-ка

Это, кстати, еще одно отличительное свойство кировской культурной жизни: здесь нет художественных тенденций, здесь есть персоны, своей харизмой задающие определенные эстетические константы. Есть в Кирове Ирина Брежнева, выдающийся хореограф, адепт и протагонист российского contemporary dance — и вот уже 10 лет существует на базе «Театра на Спасской» коллектив «МиГрация», ежегодно участвующий в российских и международных фестивалях современного танца. Дважды проходил и уже готовится третий собственный фестиваль театров танца «Zdвиг». В прошлом году в рамках проекта «Интраданс» с коллективом «МиГрация» поставил спектакль известный французский хореограф Рашид Урамдан. Городская общественность послушно и регулярно забивает 400-местный зал на спектаклях весьма радикальной современной хореографии со всей страны. Вздыхает, не все понимает, но вглядывается, ищет смысл, сочувствует. Почему современная хореография? Потому что есть очевидный лидер, который готов ее продвигать. Этого основания в Кирове достаточно.
То же самое касается драматического искусства: меня, театрального режиссера, интересует в первую очередь работа с повествовательным текстом, сценическая деконструкция прозы — и вот уже город вместе с нашими артистами разбирается в текстах Эрленда Лу, Аготы Кристоф, а теперь еще и Елены Шварц. Ее, последнего классика русской поэзии, лауреата премии «Триумф» и бесчисленного множества поэтических фестивалей по всему миру, даже в Петербурге знает узкий круг ценителей литературы. В Кирове, понятное дело, ни одной ее книги отродясь в магазинах не было. Теперь ее имя стало частью городского культурного контекста — вот вам и маленькое локальное чудо. Что же касается структуры спектакля, то тут тоже не без приключений. Для меня это эксперимент по имплантации «на театре» редкого жанра — квазибиографии. В кино над этим работал, например, Дерек Джармен, предлагая альтернативные версии жизни художника Караваджо и философа Витгенштейна. Вот и мы с актрисой Яной Савицкой создали альтернативную хронику последних дней жизни ленинградского поэта. Естественно, зритель в Кирове смутно представляет себе жизнь ленинградского литературного бомонда 70-х и принимает наш сюрреалистический гон за чистую монету.

Кировскому театральному феномену уже успели подивиться многие. Например, Михаил Угаров, руководитель Театра.doc, посмотрев эскиз нашего документального спектакля о кировчанах «Так-то да» (он был показан в прошлой осенью в Перми на фестивале «Текстура»), однозначно заявил: это фестивальный спектакль, в формате репертуарного театра, да еще и на большой сцене, он невозможен. Тем не менее на «Так-то да» уже целый год билеты моментально распродаются на два месяца вперед. Возможно, секрет в том, что «Театр на Спасской» никогда не устанавливал двойные стандарты «фестивальный / зрительский» репертуар. Кировчане за несколько лет свыклись с мыслью, что Рэя Куни не будет. А я сделал неожиданное открытие: главное — не «народная» пьеса, а чтобы спектакль был хороший. Если за актерами интересно следить, то и материал может быть любой сложности.

Вятка, встань-ка

Роман Цепелев и группа Illuminated Faces тоже уникальный случай. В городе, где музыкальная клубная культура отсутствует как класс, живет и творит один из немногих адептов роcсийской электронной музыки, продвигающих ее на европейскую сцену. Роман уже участвовал в «Пикнике «Афиши», «Стереолете», Transmusicales и нескольких европейских фестивалях. В этом году он стал финалистом премии Сергея Курехина. Написал музыку для спектакля Александринского театра в Петербурге. Но, хотя Роман и живет постоянно в Кирове, его выступления реальнее застать в Москве, Питере или Берлине. Регулярно его музыка звучит тут только в спектаклях того же «Театра на Спасской» — например, в упомянутом спектакле «Так-то да».

Выставка «Вятка, встань-ка!» — явление того же порядка. Как я уже сказал, разговоры о Центре современного искусства на официальном уровне пока не принесли внятных плодов. Фактически всю нагрузку по созданию такой площадки взяли на себя два человека — Наталья Пышко и Дмитрий Шиляев, с 2004 года известные как творческое объединение «Арт-арсенал». Выиграв пару лет назад областной грант на создание галереи, они ввязались в авантюру, масштаб которой осознали только в процессе. Естественно, государственных денег хватило лишь на то, чтобы приступить к ремонту помещения под будущую галерею. Основные строительные, отделочные, инфраструктурные работы происходили за счет самих ребят и их фирмы, рекламного агентства. Активная жизненная позиция, программно противопоставленная анемичному укладу города, в котором эта галерея возникла, вылилась в программу первой выставки новорожденной галереи: «Вятка, встань-ка!» Этот девиз — не ухарское заигрывание с народной эстетикой, а крик души художников, которые вынуждены продираться через обывательскую успокоенность. Для людей, знающих контекст события, очевидна та плохо скрываемая ярость, которая лишь маскируется под лубочную удаль.

Таким образом, дни Кировской области на «Белых ночах в Перми» — замечательный материал для медитаций на тему неисповедимых путей Художника в девственной российской провинции. Хотя, возможно, мужское начало «Культурного альянса» прервет ее предрассветную дрему.

Борис Павлович

СОЛЬ - 14 июня 2011




Читайте также

Не видно ли бури? // «Вятский наблюдатель». - 08 июля 2011. № 27. Мэри Лазарева.

120 градусов спектакля / VII Всероссийский театральный фестиваль // «Страстной бульвар». - 08 июля 2011. № 8 (138). Павел Руднев.

Театр на Спасской ушел на каникулы // «Репортреръ». - 29 июня 2011. Марина Куклина.

Пульс поэта // «Петербургский театральный журнал». - 08 июня 2011. № 2 (64). Ася Волошина.

Объяснение поэзии // «Петербургский театральный журнал». - 08 июня 2011. № 2 (64). Ирина Бойкова.