Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Дети, уважайте посуду!

Молодой режиссер Ирина Тимшина поставила в театре на Спасской сказку Чуковского «Федорино горе».

Корреспондент «ВН» с радостью поспешил на премьеру - ведь интересно взглянуть, каким образом посуда сама собой поскачет по полям, по лесам. И сразу вспомнились ему детские впечатленья от этого скорого на пробег текста, от торжества вселенского хаоса и беспорядка в рисунках великого Конашевича...

Как-то автор решит эту задачу? А он поступил, в союзе с художником спектакля Екатериной Давыдовой, наверное, единственно возможным способом: в роли чашек, кофейников и самоваров были задействованы артисты, и получилось на редкость креативно.

Цель, которую Корней Иванович себе ставил - показать обыденные вещи в движении, в действии, потому что ребенок (как он полагал) не воспринимает их самих по себе, а только в сюжете, «волнуясь» их несчастьем и весельем. А тут они еще и живые, потому что люди. В итоге образовался, как сказал о спектакле художественный руководитель театра Борис Павлович, очень сложный синтетический жанр. Который соединил элементы «посудной» оперы, пантомимы, самостоятельного костюмного хеппенинга.

Но не без потерь, потому что оказалось утрачена знаменитая «чуковская» энергия текста, его почти киношная динамика. Наоборот, все выходило замедленно, и фраза, например, «из окошка вывалился стол и пошел» (последнее слово надо быстро сказать 5 раз!) сильно тормозила, так как была неспешно разложена на всех персонажей.

Тут пришелся очень кстати комедийный дар Владимира Жданова, чудо что за самовар он сыграл, такой большой желтый пузан и главарь всей сбежавшей банды. Чашка же (Наталья Сидорова) имела японское платье и ужимки гейши.

Волею режиссера сама Федора (Антонина Иванова) оказалась как бы лишена характера и главной партии, потому что за нее это сделали домашние коты: длинный, тощий и драный (Константин Бояринцев) и толстый черный полосатый (Ирина Гордеева). Они поначалу своей зловещей пляской разогнали домашнюю утварь, они же потом и содействовали ее водворению на место. Апогей радости - коты взбираются на крышу, устанавливают румяное свежеиспеченное солнце и пускают фонтаны сверкающих мыльных пузырей. Кушай, кушай, Федора Егоровна!

Сожалеть тут можно только об одном: что юные зрители в силу своей невинности никак не смогут оценить всего обаяния новаторского языка Корнея Чуковского. А между тем есть взрослые люди, которые строчки «и чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу...»» считают лучшими в мировой поэзии.

Автора!

Ирина Тимшина работает артисткой театра на Спасской и учится на режиссера в училище им. Щукина. «Федорино горе» ее первый и пока единственный (зато дипломный) спектакль.

Автор же текста, точнее, его правообладатель в лице наследников писателя, запросил от театра за постановку вполне умеренную сумму: 5 процентов от сборов. Для сравнения: правообладатели Маршака («12 месяцев» и «Теремок») требовали десять. А, например, Олег Табаков, когда ставили «Белоснежку» в его инсценировке, вообще подписал отказ от авторских прав, идя навстречу нуждам провинциального театра.

Мэри Лазарева

Вятский наблюдатель - 18 мая 2007




Читайте также

«Федорино горе» - детское счастье! // «Наш выбор». - 24 мая 2007. № 21. Татьяна Журавлёва.

Фокус: как выйти замуж за принца. // «Вятский наблюдатель». - 01 декабря 2006. № 48. Мэри Лазарева.

Выйти замуж за прынца // «Наш выбор». - 30 ноября 2006. № 47. Михаил Коко.