Закрыть
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 

Спектакли

 

Архив

 


А. Родионов, С. Денисова, М. Курочкин, Л. Мульменко

ТАК-ТО ДА

фрагменты города
СПЕКТАКЛЬ В АРХИВЕ

"Так-то да" - не просто спектакль, это целая страница в истории "Театра на Спасской". С него начались наши эксперименты в области документального театра, многолетнее сотрудничество с творческим объединением "КультПроект" (г. Москва), путешествие театра по фестивальной карте России. Это первый спектакль за много лет, о котором заговорили далеко за пределами Кировской области. Лабораторная модель создания документального спектакля единой командой драматургов, актеров, режиссеров, театральных критиков стала образцом для ряда аналогичных спектаклей по всей стране от Петербурга до Сахалина.

Но самое главное - театр и город стали гораздо ближе. Актеры спустились из «башни слоновой кости» чистого искусства на улицы города, чтобы найти роли не в литературных текстах, а в словах и историях реальных людей.  Увидевший свет летом 2010 года спекталь "Так-то да" мгновенно стал самым обсуждаемым событием культурной жизни Кирова. В течение целого года попасть на спектакль для многих кировчан стало почти невыполнимой задачей – билеты раскупались за месяц, а то и раньше.  

А началось всё в июне 2009 года, когда в "Театр на Спасской" впервые приехали отчаянные энтузиасты из творческого объединения "КультПроект", чтобы провести здесь лабораторию "Живому театру – живого автора" и рассказать всем, что такое документальный театр и современная пьеса. И не просто рассказать, а показать прямо здесь и сейчас. Четыре драматурга – Александр Родионов, Саша Денисова, Максим Курочкин и Люба Мульменко – на неделю окунулись в жизнь патриархального города Вятки. Они останавливали людей на улице, подходили к ним в центре занятости, заглядывали в музеи, подсаживались к подросткам во дворах. Они задавали жителям города вопросы, включали диктофон и слушали.  Так незаметно возникли первые наброски будущих пьес - обрывки разговоров, фрагменты человеческих историй, мимолетные наблюдения. Тогда же зрителям был представлен черновой вариант будущего спектакля.

Пожалуй, такого здесь ещё не было – до премьеры целый год, а о спектакле уже пишут, говорят, спорят. Режиссёр Борис Павлович ещё репетирует с артистами, драматурги ещё дописывают пьесы, художник Елена Авинова ещё работает над оформлением, а спектакль уже едет в Москву на внеконкурсную программу "Золотой Маски". Настолько ожидаемой премьеры в "Театре на Спасской" не было давно.

В июне 2010 года в рамках фестиваля документального театра и кино "Прямая речь" спектакль "Так-то да" в своей окончательной форме, наконец, был представлен зрителям. В зале – драматурги, журналисты, прототипы героев спектакля, жители города. А на сцене артисты театра играют обычных кировчан, в которых зрители с удивлением узнают самих себя. После спектакля – бурное обсуждение: негодование, восхищение, растерянность. "Главное, безусловно, произошло, - подытожил режиссёр Борис Павлович. - Мы, жители этого города, получили возможность замереть и оглянуться по сторонам, увидев привычный ландшафт в непривычном зеркале сцены".

Спектакль "Так-то да" шёл на сцене "Театра на Спасской" более двух лет. Он побывал на двух крупнейших театральных фестивалях: "Маска Плюс" (г. Москва) и Фестивале театра и кино  о современности "Текстура" (г. Пермь). О нём много писали не только в кировской прессе, но и в столичных изданиях.  Он положил начало целой серии спектаклей "Театра на Спасской" под условным названием "Вятский текст".
Никто не ожидал, что лабораторная работа, созданная за пять дней, проживет такую долгую и насыщенную жизнь.

За три с лишним года, прошедшие с тех пор, как были расшифрованы первые диктофонные записи, многое изменилось и в городе, и в театре. Документальный оттиск с реальности сегодня воспринимается уже не настолько фотографически точным, как в 2010 году. Да и радикальные художественные средства сегодня воспринимаются уже вполне естественно. Понятие «вербатим» стало для кировских театралов таким же естественным, как "рампа" или "антракт". Электронная музыка, видеоинсталляции, эксперименты с архитектурой сценического пространства, равно как и современная проблемная драматургия,  документальная достоверность актерского существования, зрительские обсуждения стали непременными атрибутами театральной практики "Театра на Спасской".
Мы чувствуем потребность двигаться дальше. То, что вчера было авангардом, сегодня уже само собой разумеется. Смелый эксперимент не должен становиться знакомым и уютным, как домашние тапочки. Настоящие герои знают, что главное - вовремя уйти. Наш герой, документальный спектакль "Так-то да", свою миссию выполнил.
7 февраля 2013 года он окончательно стал историей.


Постановка - Борис ПАВЛОВИЧ
Сценография, костюмы, проекция - Елена АВИНОВА
Музыка - Роман ЦЕПЕЛЕВ ("Illuminated Faces")
Анимация - Михаил ВЕДЕРНИКОВ


Продолжительность спектакля - 2 часа.

Премьера состоялась 25 июня 2010 года.

Фото: Ана Агапова

Пресса о спектакле

«Так-то да» // "РАМТограф". - 01 октября 2011. № 13. Наталья Панишева.
«Так-то да» - попытка осознать, где мы... // "Вятская книга 2009". - 01 апреля 2011. № 2. Н. Панишева.
Есть одно «НО»: ты живёшь в Кирове... // "Новый вариант". - 01 июля 2010. № 26. Ольга Салтыкова.
Мы или не мы? // "Вятский наблюдатель". - 01 июля 2010. № 27. Мэри Лазарева.
У нас ещё в запасе 14 минут // "Вятская особая газета". - 01 июля 2010. № 25. Михаил Коковихин.
Смело? «Так-то да» // "Репортеръ". - 23 сентября 2010. Вера Елькина.

 


   

В

In

In

In

In