Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Смело? «Так-то да»

17 сентября Театр на Спасской открыл новый сезон, пожалуй, самой неоднозначной за последнее время постановкой «Так-то да». Закрыв прошлый сезон как раз этим спектаклем, творческий коллектив успел услышать множество противоречивых мнений об их новой работе. Обсуждают? Критикуют? Восхищаются? Так-то да...

Борис Павлович

На сентябрьские премьеры спектакля билеты были раскуплены буквально за несколько дней. В зале между рядами можно было наблюдать приставленные стулья, а кое-кто из зрителей даже стоял в проходе. 

Публика на новую работу театра собиралась разношерстная. Как и всегда, много молодежи. Замечу, что среди моих знакомых «Так-то да» заинтересовал даже тех, кто, в принципе, не является любителем театра. Как отмечает сам худрук Борис Павлович, произошло это не только с молодежью. Так, на премьере были замечены сотрудники библиотеки им. Герцена, которые, в большинстве своем, в театры ходят редко. Поспешили на Спасскую и музейные работники, услышав, что на сцену выходят «сотрудницы музея им. Грина». Необычная постановка привлекла необычную публику.

О жанре

Спектакль состоит из четырех пьес в стиле «док» (по числу авторов). Каждая часть - своеобразная зарисовка из жизни города. «У спектакля нет определенной жанровой классификации. В программках он определен как «фрагменты города». Но не существует же такого жанра! Тем самым мы указываем на то, что он не укладывается в какие-то традиционные формы, - рассуждает Борис Павлович. - Комедия? Наверное, нет, хотя зал смеется часто. Но назвать спектакль о городе комедией как-то неловко. Драма? Но, как я уже сказал, часто смеются. Для кого он? Для взрослых? Ну да, потому что серьезные темы обсуждаются. Но в то же время, а кому в городе жить? Молодым людям. Получается, что «Так-то да» для всех тех, кому интересно смотреть спектакль о городе».

О смелости

Первое впечатление после просмотра? Оригинально и смело. Местные типажи, темы и говор узнаются с первых минут. Все схвачено довольно точно: и девчонки-готы, рассказывающие с характерным вятским темпом речи о своей жизни; и печальный мужчина в Центре занятости, ищущий работу после сокращения с завода; и молодежь, которая ничего толком о своем городе сказать не может, но, когда город посещает Президент, все вспоминают, что ведь это у нас делают знаменитые дымковские игрушки; и несчастные сотрудницы музея им. Грина, знающие, что жил-то писатель вовсе не в этом доме... Актеры со сцены говорят о тех вещах, о которых у нас вообще не принято говорить вот так, вслух, перед публикой. Чего только стоит кирово-чепецкая молодежь, цинично смеющаяся над «химическими выбросами» и называющая себя «детьми аммиака». 

Основная цель премьеры - разрушить привычное восприятие произведения театрального искусства как замкнутого на себе самом - была достигнута. Спектакль о городе по своей идее не мог не вызвать бурной реакции зала: его критикуют, им восторгаются.

Пожалуй, однозначно не вызывает претензий у зрителей лишь работа со звуком и оформлением сцены. Оригинальные черно-белые декорации. На заднем плане - большой экран, на котором художник Елена Авинова прямо во время спектакля рисует образы города. «Мы ровно наполовину сокращаем зрительный зал, понимая, что такие специфические вещи нельзя говорить на площади с микрофоном, - отмечает Павлович. - Это тонкие материи, где нужно, чтобы артист был виден крупным планом, а артисты, в свою очередь, видели реакцию людей не где-то там в глубине черного зала, а на расстоянии вытянутой руки. Это не академический спектакль, мы пришли поговорить...»

О том самом слове...

«Что касается названия спектакля, «Так-то да» - это не просто словечко. Это отражение вятского менталитета. Лучше определения не придумаешь, - говорит Борис Павлович. - Это же не слово-паразит. Тут большая разница. «Так-то да» - это все-таки семантическая единица. Если бы мы хотели выявить какое-то слово-паразит, мы бы назвали спектакль «чё». А «так-то да» - это выражение определенного мыслительного импульса: «да, я выражаю свое согласие, но с каким-то таким внутренним сомнением». И вот это внутреннее сомнение есть, мне кажется, отражение вятского менталитета, которому свойственны такие комплексы и в то же время самоирония».

О не-кировчанах

«Возможно, этот спектакль не дано в полной мере понять не-кировчанам. Специфика спектакля как раз в том, что он «о нас и для нас». На вопрос, сколько «Так-то да» будет идти в театре, худрук ответил так: Сколько кировские зрители захотят этот спектакль видеть, столько он и будет идти. В отличие от «гамлетов» и «королей лиров», он не универсальный. Это портрет Кирова, каким мы его увидели в прошлом году, собирая материал. Следовательно, в тот момент, когда город изменится, зрители перестанут «узнавать» себя и перестанут смеяться, потому что это будет уже не про них. «Так-то да» благополучно уйдет в историю...»

Вера Елькина

Репортеръ - 23 сентября 2010




Читайте также

Не видно ли бури? // «Вятский наблюдатель». - 08 июля 2011. № 27. Мэри Лазарева.

120 градусов спектакля / VII Всероссийский театральный фестиваль // «Страстной бульвар». - 08 июля 2011. № 8 (138). Павел Руднев.

Театр на Спасской ушел на каникулы // «Репортреръ». - 29 июня 2011. Марина Куклина.

Вятка, встань-ка // «СОЛЬ». - 14 июня 2011. Борис Павлович.

Пульс поэта // «Петербургский театральный журнал». - 08 июня 2011. № 2 (64). Ася Волошина.