Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Квадрат - это круг. С крыльями

Литературный Театр на Спасской: почувствуйте вкус абсурда.

В театре не прекращаются смелые эксперименты, теперь здесь освоили новое сценическое пространство - буфет. Представление проходит за барными стойками, на подоконнике, в проходах, в фойе, где угодно, а зрители числом сорок сидят за столиками, вертя головами туда-сюда, следя за эксцентричными действиями актрисы Яны Савицкой.

В спектакле «Видимая сторона жизни» она играет Елену Шварц, андеграундную «королеву поэтов» г. Санкт-Петербурга, скончавшуюся в возрасте 62 лет полгода назад.

Автор этих строк мало того что боялся лишний раз вздохнуть и поворотиться в этом тесном мирке, так еще и чувствовал себя неприлично приличным человеком, обывателем. Тогда как поэтесса, глядя публике прямо в глаза, вела себя так, как, вероятно, положено любой нормальной богемной литбарышне: сразу начала «ссориться» с обитателями пивнушки, требовать от бармена одну рюмку за другой (пила, разумеется, даром, и подозреваю, что настоящее), предлагая ему в уплату саблю («уберите свое барахло, сейчас позову милицию»).

Выглядела она тоже лихо: без всякой там косметики, плохо расчесанная, одетая в нелепый винтаж. Но мало-помалу неперерывный монолог приобретал все более трагические черты и нес ее то «на квартиру» с культовым портретом Товстоногова (мама - завлит БДТ, и сама театровед по образованию), то в какой-то темный вагон. И нигде бедная девушка не находит спасения от своей, собственно, гениальности.

Яны Савицкой

«С опасным вниманием экспериментатора», как можно следить за животным, она вглядывается в себя, раздражается на засилье в языке женского глагольного окончания «ла», слышит звук своего внутреннего метронома... Речи далеко не безумны, но с миром людей не коннектятся, не ищут связи, и если социум есть в ее жизни - то это какой-нибудь зарубежный фестиваль, читка стихов, где все уже надоело и опротивело.

Хотя именно на этом поприще девушку ждет прекрасный конец. Некий принц Александер с томным голосом, эстет и любитель стихов (Савицкая чудно обозначила этот инфернальный тип) предлагает ей принять участие в самом неземном фестивале поэзии - на корабле, в компании таких же избранных - чтобы раствориться в мировом океане. Вода типа подступает, вышибает дверь каюты, одна стихия поглощаетдругую, все в багровой подсветке, красота и катарсис, конец земных страданий. Ничего лучшего в жизни андеграундного поэта случиться уже не может.

Этот одинокий танец с саблей по мотивам жизни Елены Шварц и ее текстов впечатляет. Тихий вопль мыслящего существа во тьму и пустоту способен взволновать. Борис Павлович и его любимая актриса Яна Савицкая вместе придумали эту композицию, где все внешне-предметное лишь обозначается - звуком, светом, пластикой. Агрессивное, безжалостное творческое начало вплотную придвинулось к зрителю, почти задевает его, втягивает в свою «высокую болезнь», познакомьтесь.

Каково это? «Депрессивненько», - отозвался с кислой улыбкой журналист, специализирующийся на светской хронике. «Замечательно, - сказала художница, - все про нас». Интересно только, как будут подбирать «свою» публику не на премьерные показы, тоже приглашать поименно? Если рассматривать этот опыт не с точки зрения кассовых сборов (затрат-то все равно никаких), а как направленный на создание атмосферы домашнего спектакля, как талантливую актерскую работу «крупным планом», сделанную с тактом и пониманием, - то почему нет. Тема-то необычная, познавательная, ведь реально бескомпромиссной арт-богемы в нашем Кирове не наблюдается, как и Дома Витберга, где местная интеллигенция когда-то ошивалась. Зато поэтессы с трагическим мироощущением одиночек были и есть, взять хоть сборник умершей Ольги Лещевой...

«Я смерти говорю: пчелой в тебя вопьюсь!»

Поэзия Елены Шварц для просвещенного жителя северной столицы, как и день ее кончины 11 марта 2010 г. - стоит в ряду с творчеством и датами смерти Блока, Ахматовой, Бродского.

Ее называют первым поэтом Петербурга. В советское время Елена Шварц, личность непримиримая и дерзкая, имевшая склонность к литературе абсурда, печаталась только за рубежом, после - стала лауреатом множества премий, в том числе «Триумфа» за 2003 г.

«Такого поэта в российской литературе еще не было. Элементы, приемы - были, но не было такого мира... Такой день мы пережили только в 96 году, когда не стало Бродского», - сказал критик В.Шубинский на смерть поэта.

Мэри Лазарева

Вятский наблюдатель - 12 ноября 2010




Читайте также

Не видно ли бури? // «Вятский наблюдатель». - 08 июля 2011. № 27. Мэри Лазарева.

120 градусов спектакля / VII Всероссийский театральный фестиваль // «Страстной бульвар». - 08 июля 2011. № 8 (138). Павел Руднев.

Театр на Спасской ушел на каникулы // «Репортреръ». - 29 июня 2011. Марина Куклина.

Вятка, встань-ка // «СОЛЬ». - 14 июня 2011. Борис Павлович.

Пульс поэта // «Петербургский театральный журнал». - 08 июня 2011. № 2 (64). Ася Волошина.