|
|
|
|
|
Сезоны
|
Смерть ради жизниК Дню Победы «Театр на Спасской» поставил спектакль по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Одноименный фильм, вышедший в прокат в 1972 году, стал одним из самых любимых зрителями разных возрастов. Фронтовик Станислав Ростоцкий, экранизируя повесть Бориса Васильева, стремился рассказать о своем поколении, унесенном войной. История о гибели пяти девушек-зенитчиц на сцене «Театра на Спасской» могла бы сильно проиграть фильму, но этого не произошло. Спектакль получился искренним и достоверным. Перед постановщиком Вячеславом Ишиным и художником спектакля Екатериной Андреевой стояла непростая задача: показать панораму фронтовых действий, и моменты довоенной жизни героинь, и разную природу и подвига в схватке с немецкими диверсантами, не перегружая сцену лишними деталями. Батальных сцен в спектакле немного. А с помощью световых, звуковых и сценических эффектов, переноса мизансцен на разные пространства спектакль обрёл масштаб и объём. Практически без декораций действие перемещалось то в деревню, то в непроходимые леса и болота, то в довоенный город. Ну и, конечно, достоверность происходящего была бы невозможна без хорошо подобранного актёрского ансамбля, играющего слаженно, созвучно, естественно. Считается, что театральный актёр не столько должен сам переживать обстоятельства роли, сколько уметь передавать своё душевное напряжение зрителям. Александр Королевский (старшина Федот Васков), Марина Наумова (Рита Осянина), Наталья Сидорова (Соня Гурвич), Наталия Красильникова (Галя Четвертак), Дарья Сосновская (Лиза Бричкина), Яна Савицкая (Женя Комелькова) и другие нашли точные попадания в образы своих героинь, передав особенности их натур и характеров в повседневных и экстремальных ситуациях. Когда события прошлых лет и сегодняшний день разделяют десятилетия, и новые поколения становятся ценителями «ретрореставраций», то очень важно правдиво передать дух эпохи. Достоверность для зрителей, даже самых неискушённых, определяется не только точностью игры актёров, но и верностью деталей быта. Если люди выглядят не так, как должны бы выглядеть, то какие бы благие намерения ни двигали постановщиком, какие бы важные проблемы он ни стремился донести до зрителей, веры ему не будет. Этой достоверности, на мой взгляд, не хватило 12-серийной экранизации повести Бориса Васильева, выпущенной в 2005 году центральным телевидением Китая совместно с российскими кинематографистами. Зенитчицы в этом римейке пробирались через болото в мини-юбках и имели такой современный макияж, что доверие к фильму сразу терялось. И вроде бы сюжет был точен, и все персонажи оказывались в нужное время и в нужном месте, но не верилось, что люди могли выглядеть на войне так, как в том сериале, даже если им всего 17-18 лет. «А зори здесь тихие…» в постановке В. Ишина – спектакль точный в деталях предвоенного и военного быта, в речи персонажей. В нём важен и психологический аспект взаимоотношений между героинями, способными утешать и поддерживать друг друга, прийти на выручку и пожертвовать собой, спасая струсивших или раненых подруг. Очень правдиво сыгран Королевским старшина Васков, тёртый в боях, чуткий и человечный отец-командир для молодых зенитчиц. Финальная сцена, где обессиленный Васков остался один и только из чувства ненависти к врагу и из жажды мести за погубленных девчонок одолел оставшихся в живых немецких диверсантов, - одна из самых пронзительных в спектакле. Психологические напряжение актёра было настолько сильно, что всё происходящее на сцене казалось реальным. Когда-то Станиславский сказал, что лучшим и самым главным режиссером в театре является зрительный зал. То есть постановщик может довести актёров до высшей степени понимания, приблизить спектакль к его идейно-пространственному видению, однако окончательные акценты без публики он расставить бессилен. По окончании спектакля «А зори здесь тихие…» зрители – преимущественно старшеклассники и студенты – встали в едином порыве и аплодировали стоя. Спектакль, призванный дать толчок к размышлению о том, что такое долг, подвиг, бесстрашие, попал точно в цель. В июне 1942 года пять девушек во главе с Васковым, преградившие путь немецким диверсантам, пали в боях «местного значения», недолюбив, не прожив отмеренный им срок. Оборвались нити, которые могли бы дать жизнь последующим поколениям во имя других – тех, кто выстоял, победил и продолжил жизнь на Земле. Наталья Ситникова Кировская правда - 18 мая 2010 Читайте также Казнить нельзя помиловать // «Вятская книга 2009». - 01 апреля 2011. № 2. А.Д. Мильчаков. «Так-то да» - попытка осознать, где мы... // «Вятская книга 2009». - 01 апреля 2011. № 2. Н. Панишева. У нас ещё в запасе 14 минут // «Вятская особая газета». - 01 июля 2010. № 25. Михаил Коковихин. Мы или не мы? // «Вятский наблюдатель». - 01 июля 2010. № 27. Мэри Лазарева. Есть одно «НО»: ты живёшь в Кирове... // «Новый вариант». - 01 июля 2010. № 26. Ольга Салтыкова. |
|||
|