Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Кто есть Мюнхгаузен?

Этой зимой на сцене «Театра на Спасской» состоялась премьера спектакля «Мюнхгаузен» по мотивам произведения Р. Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». Спектакль стал во многом откровением зрителю и вызвал у него неоднозначные оценки.

В самом деле, театр не устаёт поражать зрителя смелостью изображения на сцене и держит в своём необъятных размеров кармане ещё не разгаданные загадки, с хулиганским свистом вытаскивая их одну за одной…

Почему этот спектакль загадочен? Потому что действие, происходящее на сцене, крайне нелинейно, ассоциативно и пребывает где-то на границе сознательного и бессознательного. Но на сколько оно безумно, на столько оно и красиво… Чтобы понять, что происходит, придётся не только и не столько внимательно следить за сюжетом, но и заглянуть внутрь самого себя, дать волю собственному воображению и собственной памяти. Тогда вы набросаете индивидуальный и неповторимый эскиз. И, скорее всего, останетесь им довольны.

В принципе, эта постановка принимает эстафету от известной картины Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» – речь снова идёт о творчестве и обыденности. Мюнхгаузен – барон, ловко и хитро выпутывающийся из жизненных перепетий, искусный врун и сочинитель, он – легенда. Выражаясь простым языком, он «артист». То есть тот, кто обладает способностью приукрашивать действительность. Кроме того, он настоящее, реально существовавшее лицо, которое не гнушается никакими средствами в достижении своих целей – и здесь в нём уже больше человеческого. Эта двойственность приводит к тому, что Мюнхгаузен приравнивается и ко всем актёрам (как имеющим самое непосредственное отношение к искусству); и к тем, кто напрямую может быть и не связан с творческой профессией, но он умеет находить в себе прекрасное и грамотно проецировать его на окружающий мир; и к тем, в ком данный герой пока ещё не проснулся. Мюнхгаузен – это неконкретный человек в совершенно неконкретной точке пространства и времени.

По структуре спектакль делится на две части: в первой нам представляют отрывки из удалой жизни барона, знакомые и не очень; во второй – авторские истории актёров, которые с громким стекольным звоном разбивают невидимую, уже надтреснувшую преграду между сценой и зрительным залом. К слову, почему-то многие зрители сравнили эту часть спектакля со стендапом. Но стендап – это просто смешно и развлекательно. Но только ли смешны истории «мюнхгаузенов»? Помимо смеха, это и урок, и, возможно, переосмысление себя в этой истории.

Двойственны оказываются милые бутафорские декорации, яркий грим актёров с одной стороны, и современные средствам мультимедиа, минималистичные костюмы – с другой.

Спектакль сопровождает музыка Баха, «любимого композитора Мюнхгаузена», интерпретированная канадским пианистом Гленном Гульдом, которая тоже настраивает на духовный и интеллектуальный поиск, при этом славным образом не утяжеляя общее действо.

Можно ли заявить, что премьера – это «продукт», приготовленный для элит и ни в коем случае не для праздного люда? Однозначно нет. Однако звёзды всё-таки должны встать в определённую фигуру для его понимания.

Ангелина Свинина

Новая строка (издание о современной городской культуре и творческих людях) - 11 января 2016




Читайте также

Изучая язык Мюнхгаузена // «Startup». - 15 июня 2016. Наталья Панишева.

Веронские любовники будут счастливы и поженятся // «Вятский наблюдатель». - 27 мая 2016. № 22 (935). Мэри Лазарева.

Два Шекспира // «Сигма (платформа для публикации текстов о человеке, культурных явлениях и обществе)». - 25 мая 2016. Татьяна Лисик.

Два веронца и три ведьмы // «Бизнес новости в Кирове». - 24 мая 2016. Елена Окатьева.

В «Театре на Спасской» состоялась премьера спектакля «Два веронца» // «IKirov». - 24 мая 2016. Раксана Бабаева.