|
|
|
|
|
Сезоны
|
Изучая язык МюнхгаузенаМарина Дмитриевна в исполнении Марины Карпичевой смотрит в зал с экрана и болтает на бойком пиджинизированном немецком. Даже если зритель, как он думает, до спектакля ни слова по-немецки не знал, он легко поймёт, что перед ним барон Мюнхгаузен, которому холодновато в заснеженной России, но свежий воздух и охота — они, конечно, да... А политика, экономика... Да что нам до них? Не главное это в нашей жизни. Главное – дружба, та самая, которая «брудер» и так знакома нам по брудершафту. На этой жизнеутверждающей ноте на сцене появляется «оркестр». Артисты – двенадцать Мюнхгаузенов – выносят пюпитры и под чутким руководством дирижёра озвучивают-разыгрывают путешествие своего героя через страны и города, его встречи-знакомства с замечательными слугами, пари с султаном, поспешное бегство. И над всем этим звучит голос Марины Карпичевой, низкий, завораживающий. Кроткие назывные предложения, как будто учитель диктует слова для заучивания наизусть: «театр», «побег», «порт», «корабль», «путешествие». Топик «Мюнхгаузен». Плывёт корабль, играет Бах в исполнении Глена Гульда (о чём нам сообщают титры), артисты, с ног до головы облачённые в чёрное, выполняют какие-то простые, повторяющиеся движения и создаётся впечатление, что наблюдаешь за актёрским тренингом. На самом деле перед нами – урок языка, языка театрального. Спектакль построен на литературном материале, лишённом сквозной фабулы. Но тема языка объединяет и связывает воедино разрозненные эпизоды. На смену современному тренингу приходит «барочный театр» со всей приличествующей ему машинерией и театральными эффектами. Бьются о борт игрушечного корабля деревянные волны, разевает пасть морское чудовище, ходят по подмосткам золочёные лесные звери со светящимися нездешним светом глазами. Сцена на сцене, театр в театре, наивные бутафорские чудеса, вывернутое наизнанку закулисье – вот оно, самое органичное обрамление для истории про Мюнхгаузена, прямо ожившая картинка из книжки.
В конце первого акта один из Мюнхгаузенов (Ольга Чаузова) обращается к зрителям с первым текстом «от себя». Постоянному зрителю Театра на Спасской это, возможно, напомнит спектакль Бориса Павловича «Человеческий голос», первый акт которого состоял из похожих монологов, а за ним – его же «Алые паруса», в котором вплетались в гриновский текст детские воспоминания артистов. Монолог Ольги Чаузовой становится переходом, мостиком между прошлыми текстами и чем-то новым. Истории смыслово между собой не связаны, но калейдоскопическое мелькание лиц, смена сюжетов, интонаций и настроений не отпускает зрителя ни на минуту, Мюнхгаузен раз за разом собирает внимание, привлекая слушателей внезапными неожиданными сюжетными поворотами. Все истории — незафиксированные, живые и раз за разом меняющиеся. Это придаёт спектаклю свободу и подвижность, но в то же время обрекает его на спонтанность и неровность. Артисты предупреждают зрителя, что сами не знают, сколько сегодня продлится спектакль. Но дело не только и не столько в хронометраже, артисты до конца не уверены, каким сегодня спектакль получится, чья история прозвучит искренне, а чья — скомкается и поблекнет. Звучат истории, яркие и не очень, печальные и смешные, и вот развязка: финальный трагикомический монолог тринадцатого Мюнхгаузена (Евгений Лютиков) – предельно частный рассказ о пути в актёрскую профессию, о личной жизненной философии и моральных приоритетах внезапно перестаёт быть личным, он становится чем-то большим, чем просто байка о поступлении в театральный институт. Цитируя артиста-персонажа, это как раз «то, ради чего» всё и затевалось – через характер Мюнхгаузена, через его способ осмысления мира артисту и зрителю удалось разглядеть в обыденности нечто большее. Наталья Панишева Startup - 15 июня 2016 Читайте также Веронские любовники будут счастливы и поженятся // «Вятский наблюдатель». - 27 мая 2016. № 22 (935). Мэри Лазарева. Два Шекспира // «Сигма (платформа для публикации текстов о человеке, культурных явлениях и обществе)». - 25 мая 2016. Татьяна Лисик. Два веронца и три ведьмы // «Бизнес новости в Кирове». - 24 мая 2016. Елена Окатьева. В «Театре на Спасской» состоялась премьера спектакля «Два веронца» // «IKirov». - 24 мая 2016. Раксана Бабаева. Шекспир: спасибо, что живой // «Новый вариант». - 24 мая 2016. Антон Бучин. |
|||
|