Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Тектонический ZDВИГ — или просто пятый фестиваль современной хореографии в Кирове?

В любом случае, организовать и провести его в этом году на сцене театра на Спасской было непросто. Почти нереально.

Как рассказала арт-директор фестиваля Ирина Брежнева, выйдя к публике решительно без пафоса и без микрофона перед началом первого дня показов, кировский фест современного танца уже практически похоронили. По причине отсутствия финансирования. Кабы, совершенно волшебным образом, где-то у моря к ней не обратился один очень состоятельный господин с вопросом: так как же новый ZDдвиг, когда будет? Получив от Ирины ответ, что скорее всего никогда, он узнал у нее размер необходимой суммы и вскоре перечислил ее. Вот так и стало возможным проведение пятого ZDдвига. Как выяснилось уже с первого дня фестиваля, игра стоила свеч. Танцующая и просто театральная публика необычайно соскучилась по этой стильной и завораживающей «сложности». Затаив дыхание, молодые и совсем не молодые люди, сидевшие в зале, наблюдали потусторонние телодвижения современных дансеров. Кто-то сожалел, что сумел прочитать с языка тела слишком мало дискурса, большинство же вовсе не пыталось «постичь умом» увиденное, оживляя в памяти опусы «Миграции» и иных творческих групп с предыдущих фестивалей. Благо, у спектаклей имелись говорящие названия и прилагались небольшие аннотации. Программа была составлена на редкость разнообразно. Первый день был целиком отдан социальной тематике: «ЕГЭ священное» на музыку, действительно, Стравинского (студия современного танца из Тулы) и пластическая версия мега-востребованной «Наташиной мечты» Яр. Пулинович в исполнении танцевальной компании «Ятеатр», Москва — о бескомпромиссной и жестокой любви детдомовки, к которой мир тоже достаточно жесток. Танцоры, как «молодые колосья, подвижные и мягкие», рожденные для счастья, втягиваются в трудные, противоестественные жизненные ситуации, напряженное действие нарастает и драматически разрешается... После показа немногочисленные зрители остаются, чтобы поговорить и понять. Од- нако говорят, внося некоторую ясность и обозначая позицию, в основном опытные модераторы из числа педагогов-кураторов. Они тоже хотят прояснить общественные ожидания и необходимость толкования сюжета, но конечно же, мечтают о том, чтобы язык танца был полностью самодоста- точен и не требовал языка слов. Зрители старательно соответствуют.

Киров радует, Казань и Екб изумляют Спектакли и перформансы второго дня эффектно оттеняли и усиливали друг друга: два кировских коллектива, танцевальный проект «Солянка» и театр танца «Сюрприз», действуя вместо привычной «Миграции», показали два диаметральных подхода. Совершенная вещь с себе, означенная как перформанс «На месте звука», запомнилась подвешенными стульями, чистыми красками стильных костюмов и накачанными телами танцорок, которые двигались в сильном свете медленно и нарочито отстраненно, действуя по какой-то скрытой и абсолютно непостижимой логике, под музыку их хрипло- го дыхания... Все это было слишком «элитарно» и на любителя, однако приятно напоминало родную Миграцию. Зато после перерыва зрители — теперь уже с нескрываемой радостью — узнали ремейк всеми любимого спектакля «Зимой близко» на музыку Паперного, только в исполнении молодого «Сюрприза», под хореографическим руководством Ирины Брежневой и с другим названием. Но так же весело, остроумно, зажигательно : в валенках, ночнушках и куклах — девочки, к коим заявились потом мальчики, которых ждали, наряженные тоже в очаровательнейший треш. Это действо было уже целиком обращено к зрителю, исполнено в танцевальных ритмах с неподдельным драйвом участников, и когда зал аплодировал стоя, стало окончательно ясно, на чьей стороне его симпатии. И как же при- бывает жизни, когда в данс-коллективе не одни только девушки. Казалось, на этом бы и закончить фестивальный день? Но нет, в третьем отделении было явлено нечто совсем уже из области высокого искусства, если слово классика вообще применимо к современному танцу. Камерный балет из Казани представил свой звездный спектакль «Унесенные», поставленный французским хореографом Тома Лебреном. Как рассказали потом его участники, Лебрен специально утаил от артистов текстовую часть старинного на латыни песнопения Stabat Mater (Богоматерь Скорбящая), а дал им только музыку Арво Пярта и возможность ее самостоятельного пластического решения. В итоге же оказалось, что оно полностью соответствует «либретто», поскольку эта музыка самоценна и содержательна! Потрясенные кировчане неистовствовали и даже признавались, что увиденное — предел их эстетических ожиданий от современной хореографии. Но и это еще не конец: в день третий народу был показан спектакль-номинант «Золотой маски» (из г. Екатеринбурга, который сегодня считается меккой контемпорари данс). Мужская история с небывало высокой концентрацией внутренней свободы актера, ставшая перпендикурярно ко всему виденному ранее и разру- шающая любые стереотипы — разговорный спектакль несколько в духе раннего Гришковца. Словом, было от чего прийти в изумление.

«Миграции» больше нет, но ее путь остается

Оставалось только узнать, что же происходит с «Миграцией». Мы спросили об этом Ирину Брежневу и вкратце поняли ситуацию так, что на данный момент этот проект как действующий, скорее, уже не существует. Возможно, взял паузу, а возможно, что и насовсем. Хотя в репертуаре театра на Спасской еще идет их последний спектакль с участием слабослышащих детей. Все это выглядит естественно, если еще учесть, что многие из ключевых участниц «Миграции» активно принялись строить собственную карьеру. Когда обсуждали со зрителями ремейк «Зимой близко», Арина Соловьева задорно выкрикнула: вы пытались нас переплюнуть? По поводу этого Ирина Брежнева потом сказала, что делала новую версию как дань памяти ушедшего из жизни Данилы Зубарева, который был занят в первом спектакле.

Настоящий же «здвиг» заключается в том, что теперь уже другие молодежные коллективы города готовы стать на стезю современного танца, куда более усложненного и негламурного по сравнению с привычным эстрадным. А главное, по словам Ирины Брежневой, что у современной хореографии за эти восемь фестивальных лет сложилась своя преданная аудитория. Которая будет ждать, ибо актуальное искусство уверенно застолбило здесь место.

Мэри Лазарева

Вятский наблюдатель - 18 декабря 2015




Читайте также

Изучая язык Мюнхгаузена // «Startup». - 15 июня 2016. Наталья Панишева.

Веронские любовники будут счастливы и поженятся // «Вятский наблюдатель». - 27 мая 2016. № 22 (935). Мэри Лазарева.

Два Шекспира // «Сигма (платформа для публикации текстов о человеке, культурных явлениях и обществе)». - 25 мая 2016. Татьяна Лисик.

Два веронца и три ведьмы // «Бизнес новости в Кирове». - 24 мая 2016. Елена Окатьева.

В «Театре на Спасской» состоялась премьера спектакля «Два веронца» // «IKirov». - 24 мая 2016. Раксана Бабаева.