Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Билет в детство

Декорации, созданные художником Екатериной Давыдовой, напоминают детские книжки-игрушки с объемными иллюстрациями. Были такие: стоило открыть страницу, и на бумаге вырастал настоящий дом с дверками-окошками, водосточными трубами, антеннами и кошками на крышах. Так и на сцене: декорации перелистываются, и вот вместо солнечного двора появляется комната Бабы Любы с уютным клетчатым креслом, платяным шкафом и телевизором или мрачное «загаражье», куда нельзя, потому что мама а-та-та.

В этом полуигрушечном дворе живут наши герои: чудаковатый изобретатель Вовка (Евгений Лютиков), приставучая четырехлетка Оля (Мария Бондаренко), задира Серега (Александр Андрюшенко), воображала Ярослав (Александр Карпов), охочая до сплетен Ядвига (Нина Чернышова), маленький Кука (Александра Попова), сам Димка (Сергей Трёкин) и первая красавица двора — наряженная в платье цвета сахарной ваты Галка (Наталья Шульга). Яркие костюмы с утрированными гротесковыми деталями, красные носы и клоунский грим — все это вызывает в памяти радость, летние каникулы, детство и, конечно, цирк.
Режиссер выбрал для своей постановки эстетику клоунады – и не прогадал. «Полёт на Марс» – это череда клоунских реприз, и такая форма неожиданным образом обогатила содержание. Пьеса Дмитрия Калинина «Кое-что о самом главном...», легшая в основу спектакля, довольно простое произведение, и клоунада оказывается правильным ключом к тексту, она добавляет необходимую изюминку, оживляет героев, превращает историю в нечто большее, чем просто воспоминания из детства. Фабула, событийный ряд спектакля здесь — только одна из граней.

Клоунский способ существования, гротескная пластика, преувеличенная жестикуляция и мимика позволяют артистам точнее воплотить образы детей — подвижных, живых, непосредственных.

Как известно, для детей надо делать как для взрослых, только лучше. И молодому режиссеру Александру Трясцину удалось не погрешить против вкуса. Клоунада не превращается в кривляния, в спектакле нет ни капли пошлости, всего здесь в меру. Видеотрансляция, показывающая зрителю страницы димкиного детского дневника, остается только средством. Рисунки нужны лишь для создания фона, атмосферы, и со своей ролью они вполне справляются, не перетягивая на себя лишнего внимания. 
А все внимание зрителей, как и положено, направлено на главного героя Димку. На сцене это два персонажа: Димка из детства (Сергей Трёкин) и повзрослевший, нынешний Дима (Александр Королевский). Одетые в схожие костюмы, держащие в руках одинаковые заветные тетрадки с дневниковыми записями, они встречаются друг с другом в самом начале спектакля, и взрослый Дима Димку маленького уже не упускает из виду. Сергей Трёкин не уступает Александру Королевскому в обаянии и зрителю верится, что эти двое — один и тот же человек. Дима рассказывает зрителям о своем детстве с авансцены, а Димка тем временем живет своей жизнью в залитом солнцем дворе, дерется, влюбляется, дружит, фантазирует. Однако именно внутренняя связь, особый диалог между этими героями кажется осью, на которой держится вся история. В важные, переломные моменты взрослый Дима встречается с Димкой, помогает ему советом, протягивает руку помощи да просто молчит рядом с ним. И в этом — воплощение маленькой потаенной мечты, ведь иногда хочется вернутся в детство и самого себя убедить не бояться, пробовать, не отчаиваться.

Роль Димки — безусловная удача Сергея Трёкина, но главного героя окружают его друзья, и они заслуживают не меньшего внимания. Среди всей дворовой ребятни особенно запоминается вредина Ядвига в исполнении Нины Чернышовой. Наверное, такая Ядвига была в каждом дворе. Вездесущая и всезнающая собирательница сплетен, с неизменным биноклем на шее. Съехавшие гольфы, острые коленки, гладко зализанные волосы, стянутые в смешную гульку на макушке. И скрипучий голос, сладко окликающий «Ди-имочка-а». Так сладко, что мороз по коже. Бескорыстная вредина, движимая исключительно любовью к сплетням и сенсациям, обладающая при этом особым обаянием — актрисе удается острохарактерная роль, и Ядвига становится самым заметным персонажем второго плана, наблюдать за ее гримасками, ужимками и прыжками — одно удовольствие.
Единственный взрослый в этом летнем солнечном мире (если не считать Диму) – Баба Люба, ворчливая старушка, даже не родная бабушка Димы, а просто соседка, ругающая его за порванные рубашки и утащенные из дому вентиляторы. Елену Васильеву в характерной и возрастной роли видеть непривычно, но очень интересно – её Баба Люба узнаваема и комична. Вечно вяжущая бабушка, ворчащая по любому поводу и бойко переругивающаяся с диктором из телевизора. Зорко следящая за всем, что есть в доме, а то того и гляди упрут и поломают. И тающая от «я тебя люблю».

В начале истории Баба Люба для Димки — человек-функция, мимо нее надо умудриться пронести то стратегически важную бытовую технику, то порванную рубашку. Но наступает момент, когда выясняется что Баба Люба - вот так сюрприз - тоже когда-то летала. Ну, правда, не совсем на Марс, но дела это не меняет.

Уроки усвоены, все помирились, полёт на Марс состоялся. Но это еще не конец. У спектакля два финала. Первый — для детей: с веселой музыкой, акробатическими трюками (балетмейстер Ирина Брежнева) и долгожданным стартом звездолета. Но есть и второй финал. Для взрослых? Нет, наверное, не только для них, но и для детей. На вырост. Лиричный и сентиментальный: история о том, кем стали все ребята в будущем, и встреча повзрослевшего Димки с повзрослевшей Галкой.

Появление спектакля «Полёт на Марс» в репертуаре Театра на Спасской не может не радовать. В афише театра есть множество сказок: «Щелкунчик», «Сокровища лесных эльфов», «Золушка», «Волшебное колечко». Есть и постановки для подростков. А вот спектаклей, на которые можно было бы сводить школьника-младшеклассника, — явная нехватка. «Полёт на Марс» наверняка заполнит этот пробел, хотя этот спектакль - для семейного просмотра. Он напоминает нам о том, что нынешнее детство не так уж сильно отличается от нашего, помогает взрослым и детям лучше понять друг друга и вместе махнуть на Марс.

Наталья Панишева

блог для молодых театроведов STARTUP - 28 апреля 2016




Читайте также

Изучая язык Мюнхгаузена // «Startup». - 15 июня 2016. Наталья Панишева.

Веронские любовники будут счастливы и поженятся // «Вятский наблюдатель». - 27 мая 2016. № 22 (935). Мэри Лазарева.

Два Шекспира // «Сигма (платформа для публикации текстов о человеке, культурных явлениях и обществе)». - 25 мая 2016. Татьяна Лисик.

Два веронца и три ведьмы // «Бизнес новости в Кирове». - 24 мая 2016. Елена Окатьева.

В «Театре на Спасской» состоялась премьера спектакля «Два веронца» // «IKirov». - 24 мая 2016. Раксана Бабаева.