![]() |
|
|
![]() ![]() ![]() |
|
Сезоны
|
Завлит кировского ТЮЗа: «Зритель сегодня умный, чуткий и внимательный»О том какое будущее ждет театр и в чем может состоять его миссия сегодня, мы поговорили с Юлией Ионушайте, завлитом «Театра на Спасской». Поводом для нашего разговора стало закрытие сезона. Юлия начала работать в театре после завершения карьеры журналиста. Сначала была завлитом в Кировском драматическом театре, сейчас, вот уже восемь лет, - в «Театре на Спасской». Окончила Екатеринбургский театральный институт, курс Николая Коляды, известного драматурга и режиссера. - Как сказал на одном из семинаров замечательный Олег Лоевский, критик, куратор множества театральных лабораторий, один из самых известных театральных деятелей в современной России, главная функция завлита - быть собеседником для главного режиссера, - характеризует свою работу Юлия. - Это действительно важная часть моей деятельности, но функционал, конечно, гораздо шире. Классика тоже когда-то была современным искусством Миссию театра и его вклад в развитие культуры в регионе кировчанка видит в расширении представлений зрителей о том, каким может быть этот вид искусства сегодня. - И культура, и театр, и литература, которые сейчас мы называем «классическими», в свое время были современными, - отмечает Юлия. - Сократ, Платон, Сервантес, Мольер, Пушкин и Чехов писали для своих современников. Для людей, живших с ними в одно время, ставили спектакли Станиславский и Мейерхольд. Все это было самым что ни на есть актуальным и живым искусством. И только спустя время стало считаться классикой. И сегодняшний театр ни в чем не уступает театру прошлого. Юлия считает, что в нашей стране много невероятно талантливых режиссеров, художников, артистов, которые создают и развивают это искусство. - Очень странно бывает слышать: «Тридцать лет назад смотрели «Ромео и Джульетту», когда снова вы покажете этот спектакль?», - говорит завлит. - Не будет спектакля, который шел тридцать лет назад! Даже если сегодня мы поставим эту пьесу Шекспира, будет совсем другая история. И звучать для зрителя она будет иначе, чем вчера. На будущее театра, его востребованность у зрителя и конкуренцию с интернет развлечениями Юлия смотрит оптимистично. - Я думаю, театр будет двигаться в сторону большей сегментации, - поясняет кировчанка. - Зритель сегодня умный, чуткий и внимательный. Он не идет смотреть все подряд, не отправляется «просто в театр». Он очень ответственно выбирает: ищет именно те проекты, форматы, спектакли, которые ему интересны. Ищет «своих» режиссеров и драматургов. Свой театр. Человек, который не любит легкие коммерческие комедии и антрепризу, выбирает сложные по своему художественному языку и смыслам экспериментальные постановки и наоборот. А театр в свою очередь готов к большему разнообразию - зовет зрителей и в огромные залы, и в камерные пространства. На читки, лаборатории, лекции, встречи. - Все то новое, интересное, иное, что делает кировский ТЮЗ, дает зрителю больше понимания, что такое театр сегодня, каким он в принципе может быть - от социального, документального, свидетельского до инклюзивного, иммерсивного (обеспечивающего полный эффект присутствия, погружающего в виртуальную среду - Ред.), пластического и так далее - до бесконечности, - рассказывает завлит. - Наш театр постоянно ищет новые форматы коммуникации со зрителем, предлагает оригинальные проекты. Не ради новизны и эпатажа, а потому что мы находимся в поиске. У нас нет готовых ответов, но мы очень любим задавать вопросы. Себе. Зрителю. Миру. Опыт диалога Эта способность театра быть живым и изменяемым, по мнению Юлии, способна сделать так, чтобы уровень интереса к нему не снижался. - Театр сегодня стремится к горизонтальности, он не может бесконечно оставаться «башней из слоновой кости», - высказывает свое мнение кировчанка. - Мир сегодня все больше завязан на эмпатии и открытости. Если что-то интересно мне, я расскажу об этом своему другу, он расскажет еще кому-то. Так рождаются новые комьюнити и, мне кажется, именно за счет расширения горизонтальных связей интерес к этому искусству не ослабеет ни сегодня, ни завтра. Но для этого, считает Юлия, театр должен быть понастоящему открыт своему зрителю, должен уметь разговаривать с ним на равных и вступать в дискуссии. - Мы этому постоянно учимся, - сообщает завлит. - Например, в проекте «Монологи» раз в неделю на малой сцене читаются новые пьесы, а сразу после читки проходят открытые обсуждения. Это дает и нам, и зрителям новый ценный опыт. Опыт диалога. Коммуникации. Две наших ежегодные театральные лаборатории - «Избранное» и «Разбор вещей» - тоже предполагают участие зрителя в дискуссии, в общем разговоре. Именно так театр становится, прежде всего, местом для общения. Площадкой, где смыслы рождаются не только на сцене, но и в общем диалоге. Очень важно, подчеркивает Юлия, не пытаться сделать из театра музей. Не брать на себя воспитательную или образовательную функции. Не заменять родителей или школу. Задача театра - не пересказать школьникам сюжет «Ревизора» или «Капитанской дочки», а найти точки пересечения - чем этот текст, пьеса цепляют нас сегодня? Не отвечать на школьный вопрос, «что хотел сказать автор», а пытаться понять, что мы видим в этом тексте? Что в нас откликается на него? - Театр не может быть нудным, скучным, душным, он должен быть живым. Сегодня уходит в далекое прошлое концепция театра как кафедры, с которой артисты несут зрителям некую сакральную истину и учат, как жить и что чувствовать. Живой театр разговаривает со своим зрителем о том, что его тревожит, что волнует, что ему интересно, в чем ему хочется разобраться. И делает этот разговор максимально открытым. Как театр юного зрителя мы, в первую очередь, ищем ту искреннюю и доверительную интонацию, которая найдет отклик у подростка. Только когда он почувствует, что мы не хотим его чему-то научить, что театр - про него и за него, только тогда он останется с нами на долгие годы. А мы найдем своего зрителя, - подытоживает завлит «Театра на Спасской».
Ольга Тулякова «Комсомольская правда в Кирове» - 13 июня 2022 Читайте также «Заткнись и исчезни»: герой нашего времени, кажется, сломался // «Третий Мост». - 04 июля 2022. Мария Сандалова. Тинейджерский бог едет на велосипеде? // «Наблюдатель-онлайн». - 17 июня 2022. Мэри Лазарева. В «Театре на Спасской» поставили пьесу о подростках // «Аиф-Киров». - 16 июня 2022. Мария Сандалова. «Театр на Спасской» предложил кировчанам загадку // «Комсомольская правда». - 15 июня 2022. Ольга Гилязева. В Кирове показали «Унтиловск» - социальную драму затяжной весны // «Новости Кирова и Кировской области - МК в Кирове». - 07 июня 2022. |
|||
|