Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Дубровский берёт ераплан...

В Театре на Спасской поставили классику для современников, продемонстрировав новый взгляд на пушкинскую повесть «Дубровский».

«Ша, Маша, я Дубровский» - шутили мы в школьные годы чудесные. И представить не могли, что через десятилетия вернется та давняя веселость и повиснет над сценой Театра на Спасской вписанный в обрамление красно-зеленых треугольников слоган: «Не бойся, Маша, я Дубровский!». По тексту к оригиналу ближе, а по тональности – к всегдашнему желанию сбить с бессмертного и классического хрестоматийный глянец…

Пушкин, Митек нашего времени – тельняшка под рубашкой, розовые сапожки - крутит ручку настройки радиоприемника ВЭФ, и качаются на волнах эфира песенки из далеких, но близких времен – «Что тебе снится, крейсер «Аврора», в час, когда утро встает над Невой» да «Слушай, Ленинград, я тебе спою задушевную песню свою». Музы для него перья из подмышек вырывают, девушки в русских сарафанах поют гребенщиковское: «Дубровский берет ераплан ... и пишет на небе: «Не плачь, солнце взойдет…» И как-то не хочется заморачиваться мыслями, а жива ли была няня Арина Родионовна в пору, когда Александр Сергеевич писал главы своего «Дубровского».

Тем более что нынче режиссер Б. Павлович, сценоrpаф Е. Авинова и художник по костюмам К. Андреева »прочитывают« эту пушкинскую повесть как театральную историю, сценическую композицию, в финале третьего действия которой застреленный в начале медведь пьет на брудершафт со своим погубителем, а дворовые девки выходят на поклон с грудными младенцами на руках. А что вы хотели? »Перемените жизнь, - говорил им молодой барин, «швырнув в канаву наган» и отправляясь за границу. А за границей известно что: четверка и песня из репертуара Джона Леннона «Представь, что все человечество живет в мире...» На английском языке, разумеется, и в исполнении тех же девушек в русском, которым выразительно подмигивает морячки с «Авроры»…

При всей этой прикольности и беззаботной веселости классическое в спектакле Театра на Спасской сохранено. Лирическая линия Маша - Дубровский, прерываемая явлением князя Верейского, у которого три тыщи душ и две звезды. Ссора Троекурова с Андреем Гавриловичем, крестьянское: «Дескать, мы ихние, а мы все ваши» и «А мы за тебя встанем». И схема «дупло - кольцо - Дубровский» выдержана. Хотя не без вкраплений: «Где же учитель? Никак не найдут», не без забавного хождения в народ молодого барина с каретой в руке ... И все это не выбивается из общего контекста оформления спектакля, когда все условное, плоское, из фанеры выпиленное: стол, полный яств, облака, стога, карета, лошадь, та же «Аврора». А пистолет в руках Дубровского нет-нет да стреляет, и довольно громко ...

Словом, «Дубровский» в Театре на Спасской, где Пушкин – А. Кусакин, Арина Родионовна и Орина Егоровна - А. Иванова, Маша - Н. Красильникова, Троекуров - В. Жданов, Спицын - А. Королевский, Дубровский - А. Трясцин, а его отец - засл. арт. РФ Г. Иванов, получился веселым и поучительным.

Читавшие пушкинскую повесть взрослые хохотали от души, а вот не читавшие ее юные театралы поначалу воспринимали постановку настороженно. Похоже, некоторые из них, все-таки надеялись, что станет она этакой шпаргалкой, которая выручит на уроке литературы. Ан нет, это мы могли по классической экранизации «Дон Кихота» Сервантеса сдавать на экзамене по «зарубежке» в университете. А тут без знакомства с первоисточником не обойтись. Тем интереснее будет встреча.

Николай Василевич

Вятский край - 07 января 2010




Читайте также

Казнить нельзя помиловать // «Вятская книга 2009». - 01 апреля 2011. № 2. А.Д. Мильчаков.

«Так-то да» - попытка осознать, где мы... // «Вятская книга 2009». - 01 апреля 2011. № 2. Н. Панишева.

У нас ещё в запасе 14 минут // «Вятская особая газета». - 01 июля 2010. № 25. Михаил Коковихин.

Мы или не мы? // «Вятский наблюдатель». - 01 июля 2010. № 27. Мэри Лазарева.

Есть одно «НО»: ты живёшь в Кирове... // «Новый вариант». - 01 июля 2010. № 26. Ольга Салтыкова.