Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

Две новых роли – в подарок актрисе ко дню рождения.

После январских каникул в «Театре на Спасской» начались репетиции сразу двух новых спектаклей. Премьера первого – «Прощание с Матёрой» – запланирована на 1 марта. Спектакль по повести Валентина Распутина ставит Кирилл Заборихин – режиссёр, с которым город познакомился год назад на лаборатории «Избранное» и чья версия «Последних дней Базарова» по Тургеневской повести стала одним из главных событий этого театрального сезона. Главную роль в новом спектакле сыграет заслуженная артистка России Татьяна Махнёва. В январе актриса отмечает свой 70-летний юбилей. Эта значимая дата – повод ещё раз признаться в любви, поблагодарить за те минуты зрительского счастья, которые она нам дарила и дарит, и поговорить об актёрской судьбе. Такой насыщенной. Такой богатой.

Без двух лет полвека служит Татьяна Махнёва в своём единственном и любимом театре – «Театре на Спасской». Она пришла сюда сразу после окончания Ярославского театрального училища. Работала с Алексеем Бородиным, Александром Клоковым, Борисом Павловичем. Со многими приглашёнными режиссёрами. За эти сорок восемь лет – больше сотни ролей.

Но что расскажут нам о ней эти цифры? Красивые и значимые, но, как все цифры, холодные и немного бездушные что ли? А ведь за каждой из них – сложная и напряжённая творческая работа. Репетиции. Бессонные ночи. Быть может, и слёзы. Но – не спросишь, не уточнишь.

Татьяна Дмитриевна, как многие артисты старшего поколения, не любит говорить о себе. Её не уговоришь на интервью. И вся сложная внутренняя творческая «кухня» остаётся скрытой от мира. От зрителей. Всё – через сцену. Через созданные образы, судьбы, характеры. Там, на сцене, в свете софитов, – берите. Всё, что можете, почерпнуть, прочитать, увидеть, почувствовать – всё ваше. Берите! И мы, те, кто сидит в темноте зрительного зала, вновь и вновь замираем, почти не дышим, когда смотрим на её Фрёкен Бок в «Подлинной истории…», на Анни в «Человечном человеке», миссис Бентли в «Вине из одуванчиков». И плачем, и аплодируем, и пишем восторженные отзывы.

– Это её роль. Её триумф! – так отозвался один из известных блогеров города на работу Татьяны Дмитривны в «Подлинной истории фрёкен Хильдур Бок, ровесницы века» по пьесе Олега Михайлова. Эта читка открыла в 2020 году на экспериментальной сцене театра проект режиссёра Егора Чернышова «Монологи».

Почти три года зрители театра слушали пронзительный, трогательный, смешной и страшный рассказа домомучительницы о своей жизни. Слушали с благодарностью и восторгом.  А потом на смену проекту пришёл новый. И он тоже начался с участием Татьяны Дмитриевны: она сыграла роль бабушки в спектакле режиссёра Оксаны Погребняк по пьесе драматурга Дарьи Слюсаренко «Семью восемь». Билетов на это название не купишь вдруг – их разбирают сразу, буквально за несколько часов. Зрительский успех невероятный. И Татьяна Дмитриевна в этой роли невероятная. Когда ее героиня в финале в белоснежной ночной рубахе смотрит на внучку глазами, полными слёз и боли, в зрительном зале, кажется, вовсе перестают дышать.

Театр устроен так, что спектакли сменяют друг друга так быстро. Кто из зрителей сегодня вспомнит «Отрочество» по Толстому? А ведь, кажется, только-только шёл в репертуаре. Одна из самых сильных сцен в спектакле – приезд к бабушке Иртеньевых. Сыграла эту роль, конечно, Татьяна Дмитриевна.

На X Международном театральном фестивале «Коляда-Plays» в 2016 году в Екатеринбурге театральные критики особенно отметили эту актёрскую работу и долго говорили о том, как повезло театру, если в нём есть такие актрисы. А в одной из рецензий на премьеру об этой сцене писали так: «Этот эпизод один из немногих в новой постановке решён в традициях психологического театра. Сгорбленная, в трауре фигура бабушки. Рука, которой она ласкает лицо внука. И слова, обращённые вдруг не к Николеньке, а к умершей дочери, переходящие в истерический хохот.»

Или вот «Человечный человек» по пьесе финского драматурга Сиркку Пелтола, спектакль с не самой удачной сценической судьбой. Он был поставлен в 2018 году. Его много за что ругали и шёл он совсем недолго, но ролью Анни – ее, конечно, сыграла Татьяна Махнёва – восхищались, кажется, все. Эпизод! Роль третьего плана. Но как сделана! И опять удалось не просто показать образ и характер, но – человеческую судьбу очертить. В группе «Театра на Спасской» незадолго до премьеры писали, какое же счастье и удача наблюдать за рождением таких ролей и следить за репетициями спектакля и работой актрисы: «Точная найденная деталь, живая подробность, жест, интонация, пауза – всё работает на персонаж. И вот уже не придуманный драматургом герой, а живой человек ходит по пустой своей квартире, где даже электричества нет. 

На работу Махнёвой в «Вине из одуванчиков» – спектакль Ирины Брежневой по Рэю Бредбе6ри – зрители ходят смотреть по несколько раз. Каждый раз ты и смеёшься, и плачешь, когда её героиня пытается доказать детям, что тоже была маленькой девочкой.

Спектакли рождаются и уходят. Один сезон сменяет другой. И уже не вспомнить того, что было совсем недавно. Что уж говорить про давнее? Про Миледи в «Трёх мушкетёрах», Анни Салливан в «Сотворившей чудо», «Снегурочке» Александра Клокова, поставленной в 1983 году, Ставрогиной в «Бесах» по Достоевскому, Кормилице в легендарном спектакле «Ромео и Джульетта»? И многих, многих, многих других ролях.

Человеческая память быстро стирает события, впечатления. Даже если спектакль нам очень понравился, и мы смотрели его много раз, пройдёт совсем немного времени, и останется только тень. Воспоминание о воспоминании. Это не книга, не картина. К спектаклю ты не вернёшься непосредственно, а видеозаписи, конечно, лишь освежают в памяти, но не передают. И вот уже новый юбилей актрисы буквально через несколько дней. Время мчится неумолимо. Банальность, да. Но такая банальность, которой мы не можем не избежать, не отменить. И всё, что остаётся, – радоваться, что такая артистка продолжает оставаться востребованной. А это значит, что впереди будут новые роли и спектакли.

29 января заслуженная артистка России Татьяна Махнёва отмечает свой юбилей.

Кроме «Прощания с Матёрой», где Татьяна Дмитриевна начала репетировать роль старухи Дарьи, скоро будет новая лаборатория: в феврале в театре вновь пройдёт «Разбор вещей», посвящённый памяти Михаила Угарова. В этом году темой лаборатории стали «Предлагаемые обстоятельства», а творческим командам, состоящим из драматурга и режиссёра, предложено написать пьесу на артистов старшего поколения. Так что один из трёх эскизов, которые мы увидим, будет создан специально на Татьяну Махнёву. Работать над ним будет драматург Владимир Зуев из Екатеринбурга, а режиссёром станет Ксения Самодурова. Две новых роли к юбилею – кажется, это отличный подарок актрисе, всё ещё, даже спустя столько лет, бесконечно влюблённой в свою работу и театр. 

 

Софья Линёва

Вятский край - 27 января 2024




Читайте также

Безумная хирургия юного врача Михаила Булгакова... // «Наблюдатель-онлайн». - 22 марта 2024. Мэри Лазарева.

Гармония комедии и мистики: «Театр на Спасской» представил спектакль «Записки юного врача» // «Свойкировский.рф». - 21 марта 2024. Дарья Ишкова.

Магия Булгакова // «Газета Наш город». - 19 марта 2024. № 25. Татьяна Калинина.

В «Театре на Спасской» с аншлагом прошла постановка про юного врача // «Кировская правда». - 18 марта 2024. Юлия Егорова.

«Прощание с Матёрой», Валентин Распутин // «Наблюдатель-онлайн». - 08 марта 2024. Мэри Лазарева.


   

В

In

In

In

In