![]() |
|
|
![]() ![]() ![]() |
|
Сезоны
|
Взлеты и падения вольнодумца и архитектора Витберга — премьера в «Театре на Спасской»
На сцене «Театра на Спасской» вновь прогремела премьера. На этот раз по неизданному произведению, но знакомому многим жителям нашего региона со страниц учебников по краеведению. Как рассказать на сцене не художественное произведение, а реальную историю без сухих исторических фактов, прикрас, но наполненную доброй ностальгией и безмерным уважением? Пожалуй, «Театр на Спасской» рассказал историю «вятской пятилетки» Александра Витберга широкими мазками, не углубляясь в детали, личности его окружения. В центре только архитектор, его гений и мечта о Храме Христа Спасителя, где «каждый камень говорит». И если молодой Витберг в исполнении Константина Кочнева многословен, эмоционален, экспрессивен, то Витберг на Вятке — Михаил Андрианов — сдержан, благороден в своей печали, молчалив. За него говорят чужие голоса: Александр Герцен, ставший его другом и компаньоном по ссылке, не только отстаивающий идею духовного и интеллектуального развития Вятки, но и поддерживающий идею-фикс Витберга продолжать корпеть над проектом Храма Христа Спасителя; вятские купцы, готовые подсобить архитектору в реализации его имущества дабы избежать позора и общественной молвы, жаждущие построить храм во имя императора не по типовому (и тем самым рискованному) проекту, а по уникальным чертежам ссыльного архитектора; горожане, восхищающие и уважающие почтенного жителя города, его труды и идеи. Голоса людей и их звучание стали одним из языков этого спектакля. В самом начале, показывающем жизнь и творчество Витберга в Москве, голоса столичных императорских придворных сливались в звенящий осуждающий и сомневающийся унисон. Уже на Вятке голоса горожан, если и сливаются, то в тихое, журчащее многоголосье, но чаще звучат по отдельности, плавно перетекая от одного к другому человеку, от одной мысли к дополняющей другой. В то же время «Легенда о Витберге» — это спектакль еще и об утраченной Вятке. Где все друг друга знают, где, несмотря на нелестные слова Герцена об «уродливых и сальных, мелких и отвратительных лицах и сценах», царит душевность и любовь к своей земле, спокойствие и искреннее наслаждение своими порядками. «Театр на Спасской», не изменяя себе, подключает к традиционному театральному искусству современные технологии: возвышающиеся над актерами оживающие чертежи Витберга, световые и языковые средства художественной выразительности, играющие на контрасте с героями и оттеняющие их характеры и переживания. Все это создает некий флёр то ли недосказанности, то ли сказочного действа, доказать явственность которого может лишь зритель, поверив в легенду о Витберге. Елизавета Захарова bnkirov.ru - 19 июня 2024 Читайте также Не здание задумал я воздвигнуть, а молитву // «Кировская правда». - 21 июня 2024. № 74. Юлия Кузьмина. Дело его жизни // «Наш город». - 07 июня 2024. Татьяна Калинина. Кировские театры представили спектакли к юбилею города // «Российская Газета». - 03 июня 2024. Алексей Малышев. В Кирове показали спектакль о создателе проекта Храма Христа Спасителя // «news.rambler.ru». - 01 июня 2024. ТАСС. Создателю проекта Храма Христа Спасителя посвятили спектакль // «Газета «Культура»». - 01 июня 2024. |
|||
|