Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

Новый образ Тартюфа

19 сентября «Театр на Спасской» открыл новый сезон. Причем праздник у любителей театра получился двойной. Помимо встречи с актерами после летних каникул, на радость зрителям была представпена премьера ­спектакль «Тартюф» по пьесе Жана-Батиста Мольера.

Последний раз пьеса великого французского комедиографа появлялась в репертуаре театра в 1939 году, то есть почти 70 лет назад. Peжиссер Борис Павлович решил восполнить этот культурный пробел. В отличие от своих прежних работ (спектаклей «Собака на сене», «Наивно.Супер»), молодой худрук ТЮЗа не стал менять стилистику и эстетику пьесы. На сцене - эпоха 17 века, с его пышными костюмами и церемониалом. Текст пьесы сохрамен полностью. Сюжет - знакомый всем со школы.

В новой постановке заняты: заслуженный артист России Ана­толий Свинцов, артисты Наталия Красильникова, Марина Наумова, Александр Трясцин, Данил Русинов, Яна Савицкая, Константин Бояринцев и другие. Главную роль играет молодой актер Алексей Кусакин, для которого Тартюф стал первой большой ролью в профессиональном театре.

В одном из анонсов премьеры ошибочно написали «бальзаковский «Тартюф»». Глупость, но доля правды в этом все же есть.

Несмотря на то, что внешняя оболочка мольеровской комедии сохранена - ТЮЗ как всегда радует шикарными костюмами и декорациями - внутреннее наполнение образов представлено совершенно по-новому, и если уж «Тартюфа» Павловича и можно назвать комедией, то как раз только бальзаковской «человеческой». Конечно, есть очень милые и легкие эпизоды, напоминающие о придворной игре масок. Например, сцена в первом действии, когда Оргон сообщает Мариане, что собирается выдать ее замуж за Тартюфа, и последующее объяснение девушки со своим возлюбленным Валером. Немного приторно и «напоказ», но зато в стиле легкочитаемой комедии: вызывает улыбку и не сильно загружает голову. Причем любителям театра советую посмотреть обе версии: и когда Мариану играет Яна Савицкая, и когда - Мила Штепанова. В каждом случае получается уникальный персонаж. Нельзя сказать, какая Мариана лучше, они просто разные. Кстати, весь остальной состав играет без «дублей», и если уж зашла речь об актерах, то отдельное «браво» заслуженному Анатолию Свинцову, а также Марине Наумовой и Наталии Красильниковой. Образ служанки Дорины в исполнении последней, кажется, никого не оставил равнодушным. Язва и мораль в одном лице - еще один элемент классического Мольера.

В целом же «Тартюф» получился далеко не «увеселяющим зрелищем». Режиссер поставил себе цель предложить зрителю психологический разбор ситуации, и, нужно отдать должное, он этого добился. Образ главного героя сложен и многогранен, это хамелеон и юродивый в одном лице, озабоченный психопат и одновременно блаженный, тонкий психолог и мощный манипулятор, который добивается того, чтобы весь мир (или, как в данном случае, имущество одной семьи) оказался у его ног по собственному желанию. Переходы от одного содержания образа к другому настолько неожиданны, что иногда пугают, правда, не всегда Алексею Кусакину, которому выпала эта непростая роль, удается с ними справляться на 100%. Кстати, для многих тот факт, что Тартюфа играет Кусакин, стало большим сюрпризом. Хотя, по словам Бориса Павловича, больше такого персонажа в ТЮЗе играть некому, для молодого актера эта роль стала большой неожиданностью.

«Когда увидел распределение ролей, - рассказывает Алексей, ­очень удивился. Я отбросил свои прежние мысли по поводу интерпретации героев и начал работать »с чистого листа«, с каждой читкой, с каждой репетицией собирая образ, как пазлы. Если честно, то сначала я представлял Тартюфа более человечным. Для меня работа шла сложно. Это очень емкий персонаж, который до сих пор остается для меня загадкой. Тартюф, как его и определил Мольер, ­ обманщик. Тартюф - это тонкий психолог, он очень талантливый актер и режиссер. Он так моделирует ситуацию, что люди сами преподносят ему то, что он хочет. По сути, Тартюф ничего не берет силой, потому что проблема не в нем, а в обществе. Если бы люди не были »больны«, не было бы таких »праведников«. Уберите Тартюфа, появится другой персонаж. Если присмотреться, мы можем увидеть этого героя и в нашем современном мире. Как часто мы слышим фразы: »Вы увидите, это вам на пользу«, »Вам это поможет« , »Мы имеем только добрые намерения ... А в итоге получается, что человека везде и всюду обманывают».

Спектакль получился неоднозначным, но сильным и интересным. ТЮЗ предложил зрителю новый образ, и он, немного пугаясь и морщась, его принял

Дана Романова

Наш выбор - 25 сентября 2008




Читайте также

«Толстая тетрадь». Работа над ошибками // «Кировская правда». - 10 июля 2009. № 83. Юлия Ионушайте.

Война и дети // «Вести». - 10 июля 2009. № 80. Алексей Ульянов.

И мальчики кровавые в глазах... // «Вятский наблюдатель». - 10 июля 2009. № 28. Мэри Лазарева.

Как закалялась жесть // «Вятская особая газета». - 02 июля 2009. № 25. Григорий Голицын.

Герни и Герши // «Кировская правда». - 19 марта 2009. № 33. Юлия Ионушайте.


   

В

In

In

In

In