Закрыть
 

Мы используем cookies

Во время посещения сайта Театра на Спасской вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

 
 
 
 
Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 

Телефон кассы
(8332) 715-720

 
 
Сезоны

 

Жить без чувств и страданий?

Первоочередным событием предстоящего театрального сезона станет спектакль «Толстая тетрадь» в Театре на Спасской.

Нет ничего страшнее войны, увиденной и показанной глазами ребенка. В кино вспоминаются прежде всего «Иваново детство» Андрея Тарковского и «Иди и смотри» Элема Климова. Театральный опыт на эту тему вспомнить трудно. Тем интереснее новая работа Бориса Павловича «Толстая тетрадь», поставленная по одноименному произведению Аготы Кристоф (кстати, впервые в России).

Агота Кристоф родилась в Венгрии в 1935 году, то есть война эпизодически запечатлелась в ее детском сознании. В 1956 году она покинула родину и живет в Швейцарии. В 1986 году в возрасте пятидесяти с лишним лет издала свой первый роман «Толстая тетрадь» (на французском), который сразу же стал бестселлером.

Критики называли его «самой безжалостной книгой минувшего столетия», добавляя при этом, что «лицам со слабой психикой и впечатлительным» лучше не читать эту беспощадно жестокую, но правдивую историю о двух братьях-близнецах, оказавшихся на оккупированной немцами территории, а затем освобожденной не более гуманными солдатами.

Поскольку Борис Павлович делал постановку все-таки для театра юного зрителя, ему пришлось убрать часть сцен (нетрадиционный секс, мародерство воинов-освободителей, гибель матери, разрушение отцом ее могилы, игры мальчиков ее костями и проч.). Многое осталось лишь в тексте, так сказать, закадрово, многое недосказано, смикшировано, сглажено, показано намеком, и не читавшим роман приходится лишь домысливать, догадываться о происходящих событиях, как, например, о том, что в действительности происходит в «бане за занавеской».

И хотя жестокости остается и так достаточно, все же братья­близнецы Клаус и Лукас (Константин Бояринцев и Михаил Андрианов), которые в сознании зрителей сливаются в один персонаж, смыслово несколько теряют в спектакле по сравнению с книгой.

В романе последовательно показано, как хорошие мальчики, читавшие Библию, сознательно превращаются в маленьких убийц, учатся убивать, упражняются в жестокости. Вначале они, ловко орудуя бритвой, вспарывают животы лягушкам, вешают котов, убивают рыб, кур и кроликов, а заканчивают тем, что дают яд собственной бабушке, а отца пускают вперед по минному полю, чтобы самим было легко пройти через границу.

В спектакле сложно понять, почему они, творя добро, так легко решаются на зло. Впрочем, кто знает, где граница между добром и злом? Ведь порой и мы сами совершаем не только добрые, но и, мягко говоря, далеко не самые человечные поступки. Благовоспитанный по общему мнению господин отправляет в дом престарелых собственную мать, ученый сын судится с отцом из-за квадратных метров, приличная с виду дочь грозит престарелой матери придушить ее подушкой и т. п.

Однако вернемся к спектаклю. Так или иначе, но у Павловича получилось масштабное эпическое антивоенное полотно. По сути, он продолжил тему, начатую в работе «Парень и пес»: война вытравливает человеческое из человека, превращает его в животное. Это главная мысль спектакля, и она ясно прочитывается.

Сценографу Екатерине Андреевой одной-двумя деталями удалось на маленьком пространстве сцены создать и уместить дом бабушки, кладбище, храм, паперть, трактир, комнату офицера, улочку городка, по которой ведут пленных. Кропотливо, в духе времени подобраны костюмы героев, детали интерьеров.

Спектакль густо населен персонажами. На общем фоне выделяется прежде всего бабушка, «скаредная ведьма» в исполнении заслуженной артистки РФ Марины Карпичевой. После долгого перерыва она снова поразила зрителей своим мастерством, умением сочетать в актерской игре комическое и трагическое.

Как всегда, добротная работа у актрисы Яны Савицкой, которая играет городскую юродивую, жаждущую любви. Еще пара ролей - и в Театре на Спасской, как мне кажется, взойдет новая звезда.

Очень хороша в роли служанки кюре приехавшая к нам из Питера актриса Анна Шварц, которой по плечу любой репертуар - от потаскушки до королевы. В ее исполнении на сцене звучит живая музыка (аккордеон).

Актер Алексей Хорев исполняет сразу три роли: лавочника, трактирщика и полицейского. Запоминается Владимир Жданов в роли немецкого офицера. В прологе заняты участники театра-студии «Глобус» гимназии №46.

Татьяна Бушмелева

Товар-Деньги-Товар - 00 0000




Читайте также

«Толстая тетрадь». Работа над ошибками // «Кировская правда». - 10 июля 2009. № 83. Юлия Ионушайте.

Война и дети // «Вести». - 10 июля 2009. № 80. Алексей Ульянов.

И мальчики кровавые в глазах... // «Вятский наблюдатель». - 10 июля 2009. № 28. Мэри Лазарева.

Как закалялась жесть // «Вятская особая газета». - 02 июля 2009. № 25. Григорий Голицын.

Герни и Герши // «Кировская правда». - 19 марта 2009. № 33. Юлия Ионушайте.


   

В

In

In

In

In