Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Киров. Всё просто: вы зрители, мы - актёры...

С этих слов начинается «Муми-опера» - новый спектакль кировского «Театра на Спасской», премьера которого прошла в начале этого театрального сезона. Но на самом деле, все не так уж просто. Во-первых, это первая постановка «Муми-оперы» в России (написана она в 1974 году, композитор - Илкка Куусисто, либретто - Туве Янсон и Эско Элстеля). Во-вторых, на ее постановку театр выиграл два гранта - от Союза театральных деятелей России и от Финского театрального информационного центра, спектакль идет при поддержке Министерства культуры РФ и Евросоюза. И, в-третьих, театр пригласил для работы над новым спектаклем московского режиссера Полину Стружкову, которая приехала вместе с художником Марией Кривцовой (у них уже был опыт совместной работы).

Сложим все это вместе, приплюсуем работу актеров (кажется, здесь каждая роль - удача, которая вполне может обернуться и «Удачей года», театральной премией Кировского отделения СТД РФ и наградами всероссийских театральных фестивалей и форумов, ведь спектакль этот может и, надеемся, будет иметь счастливую и долгую фестивальную жизнь), умножим на любовь, с которой - и это видно - делался спектакль, и получим в итоге яркую, волшебную сказку. В которую действительно, по-настоящему, «без поддавков», веришь. Даже если ты давно не ребенок.

С первых же минут зрителей подкупает очень простая и легкая интонация спектакля. Наверное, только так - без театрального нажима и надрыва, без притворства и нравоучений, какие, к сожалению, до сих пор случаются в детских постановках, и не только, а искренне и от всего сердца можно говорить со зрителем. Это разговор с детьми на равных. А потому они принимают правила игры и начинают верить всему, что видят на сцене. «Муми-опера» - спектакль-приключение, спектакль-путешествие. Опасное, но не очень, если верить Муми-папе (Александр Королевский).

Когда звук тарелок - это грозное море, а стол, за которым вечером пили чай, превращается в плот, теряющийся в открытом море вместе с Муми-троллем (Алексей Хорев) и Фрекен Снорк (Дарья Сосновская), - это театр. Все превращения, трансформации, происходящие на сцене, с одной стороны очень простые (тот же перевернутый стол, использование театрального круга, которым, казалось, давно никого не удивишь), но опять-таки очень настоящие. Художник максимально заполняет пространство сцены, здесь все функционально и прозрачно, но и требует от зрителя включить, вслед за художником, воображение, и тогда - вот она Муми-даллен, открытое море, вот он - театр со всеми цехами и «внутренностями».

Одним из героев спектакля можно смело считать и сам театр. Герои «Муми-оперы», попав в результате наводнения в настоящий театр, который находится в свободном плавании (никак, похоже, не получится избавиться от ассоциаций с нашей порой весьма печальной действительностью, даже когда смотришь сказку), узнают о том, что такое «ария» и «примадонна», «фиаско» и «реквизит». Эмма, театральная крыса (Марина Карпичева), проводит «ликбез» семье муми-троллей («У вас нет ни малейшего представления о театре!»). А вместе с героями и дети знакомятся с «закулисьем», смотрят, смеются и пугаются, глядя на оперу «Невеста льва», поставленную героями спектакля. Эффект «театра в театре» - старый, но до сих пор актуальный, как пьесы Шекспира, прием - вызывает в зале бурю эмоций. И, кажется, все зрители еще долго после спектакля напевают: «О, роковая ночь, роковая ночь!».

Рассказывая зрителям о театре, режиссер, кроме всего прочего, не обходится без улыбки и самоиронии. Новая драма и революция в театре, трагическое заламывание рук и аврал перед премьерой - Полина Стружкова вместе с актерами, показывая со сцены актерскую «кухню» и театральные приметы, иронизируя по поводу театральных условностей и нелепостей, привносят в «Муми-оперу» элемент постмодерна.

В новом спектакле «Театра на Спасской» много музыки - еще бы, все-таки опера! Артисты поют и играют на музыкальных инструментах - от пианино и электрогитары (Филифьонка - известная кировская пианистка Надежда Рязанцева, которую пригласили в театр для работы в этой постановке) до губной гармошки (Снусмумрик - артист Александр Трясцин). Но, кроме всего, здесь присутствует и полифония не музыкальных, а общечеловеческих тем, которые тонкими нитями вплетает режиссер в ткань спектакля. Это и тема терпимости к близким: все герои настолько разные, что им порой трудно понимать друг друга. Каждый из них по-разному смотрит на вещи, даже плавающий театр, который они издалека увидали в начале спектакля, каждый из них видит по-своему. Но вечно страдающая Миса (Наталья Сидорова) и задиристая Малышка Мю (Анастасия Егорова), которая, по признанию маленьких зрителей, здесь «самая клевая», заботливая и временами суетливая Муми-мама (Елена Васильева) и все остальные герои все-таки пытаются понять и принять друг друга. Это и тема семьи, которая, кстати, получает отдельно музыкальное воплощение - начиная с самой первой песенки про мамины кастрюли, которую сначала поет одна Муми-мама, а потом присоединяются и Муми-папа, и Муми-тролль... «В каждом доме есть секрет - мамой сваренный обед», - поют герои Туве Янсон и уже после благополучного возвращения домой.

Зрители - и взрослые, и дети - уходят из зрительного зала с ощущением восторга, эйфории. Это действительно необыкновенный спектакль о необыкновенных существах, которых когда-то придумала Туве Янсон, и о чуде, которое называется театр и которым театр должен быть. И не только в детстве. В театр люди приходят, чтобы всем вместе смеяться и плакать, говорит Хомса (Михаил Андрианов) в начале спектакля. Все действительно очень просто: есть зрители и есть актеры, которые рассказывают истории. История о муми-троллях, рассказанная в «Театре на Спасской», нравится и тем, и другим. И это очень важно: чтобы не только зрители, но и сами актеры любили свой театр. Наверное, только так и получаются настоящие спектакли.

 

Юлия Ионушайте

Страстной бульвар - 20 мая 2011




Читайте также

Не видно ли бури? // «Вятский наблюдатель». - 08 июля 2011. № 27. Мэри Лазарева.

120 градусов спектакля / VII Всероссийский театральный фестиваль // «Страстной бульвар». - 08 июля 2011. № 8 (138). Павел Руднев.

Театр на Спасской ушел на каникулы // «Репортреръ». - 29 июня 2011. Марина Куклина.

Вятка, встань-ка // «СОЛЬ». - 14 июня 2011. Борис Павлович.

Пульс поэта // «Петербургский театральный журнал». - 08 июня 2011. № 2 (64). Ася Волошина.