Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

В главной роли... текст

В театре очередная премьера Павловича - спектакль по повести Грина «Алые паруса»

Романтическая история о девушке, ждущей, что на горизонте однажды появятся алые паруса, на сцене «Театра на Спасской» предстает перед зрителями в неожиданной постановке. В спектакле задействована вся молодежная актерская труппа, а главным действующим лицом является текст.

Интересно, что «Алые паруса» уже не первый спектакль режиссера Павловича, когда он обращается к гриновским мотивам. Так, в премьере прошлого сезона «Так-то да» целая часть посвящена музею Грина. Художественный руководитель театра решил разгадать, почему Грин для нескольких поколений стал знаковым писателем, а повесть «Алые паруса» - культовым произведением, своеобразным манифестом юношеского романтизма, символом красоты, любви и свободы?

На первый взгляд, произведение прозрачное, подкупающее своей простотой. Но если приглядеться к нему внимательней, не такое уж очевидное, даже в каком-то смысле загадочное: Грин писал его в невыносимо тяжелое для страны время, с 1916 по 1922 год. Возможно, эта повесть-феерия для автора стала бегством от реальности, последней надеждой. А может, это всего лишь сокровенный подарок любимой женщине, который должен поддержать ее посреди голода и паники Гражданской войны?

- Меня затронула тема. Я стал разбираться, перечитывать автора. Решил разгадать его секрет и соответственно подключил к этому актерскую труппу, - рассказывает Борис Дмитриевич. - Поэтому главным действующим лицом спектакля является не Ассоль, не Грей, не море, а текст. И я считаю, что секрет Грина именно в стилистической механике, языковой среде, обволакивающей, дающей гипнотический эффект. Мы с актерами решили не пытаться буквально инсценировать все события, описанные в феерии Грина. Для нас гораздо важнее запах моря, воспоминания о собственной первой любви, магия гриновских слов, которые гипнотизируют и невольно заставляют вспомнить самые пронзительные моменты жизни. Наш спектакль - коллективное театральное чтение, поиск того глубокого и подлинного, что делает «Алые паруса» главной книгой всех, кто даже в наше циничное время отваживается мечтать и беззаветно влюбляться.

И в этом «тексте» спектакля не единожды внимание зрителя обращается к «Секрету». Так назван корабль, который ждёт Ассоль. Слово «Секрет» не раз проецируется на экран, из-за чего остаться без зрительского внимания не может. Рождаются ассоциации с одноименным фильмом... И напрасно!

- Название корабля с фильмом никак не ассоциировал, - пояснил Борис Дмитриевич. - На мой взгляд, этот проамериканский мотив того, что мы сами программируем свою жизнь, лишь изуродованная концепция кармы, судьбы - более глубоких философских понятий. То, что свою жизнь нужно брать в руки - да. Об этом наш спектакль. Но делается это не за счёт программирования, как в фильме, а за счёт вниматиельного вслушивания в музыку времени. На протяжении всего спектакля звучит музыка, в том числе и музыка моря. Мне бы хотелось более тонкие вещи брать во внимание, нежели этот фильм.

Абстрактные сущности Грея и Ассоль в спектакле представлены также многогранно. Примечательно, что их играю четыре молодые пары. Таким образом режиссер в очередной раз удивил зрителя. Интересно и то, что молодость оттеняет пятая пара. Им уже давно не двадцать лет, они ссорятся, но много лет вместе и по-прежнему любят друг друга. И когда «взрослая Ассоль», как и её юные «тёзки», выходит в финале, держа в руках кораблик с алыми парусами, становится понятно, что дело не в парусах, не в море, а в том, что нужно быть верным своей мечте.

Примечательно, что в спектакле Грина и Ассоль играют четыре молодых пары. Таким образом режиссер решил задействовать всю молодежную труппу театра. Интересно и то, что молодость оттеняет пятая пара. Им по семьдесят лет, они ругаются между собой, но по-прежнему любят друг друга и продолжают мечтать.

Лада Баева

Вести.Киров - 27 мая 2011




Читайте также

Не видно ли бури? // «Вятский наблюдатель». - 08 июля 2011. № 27. Мэри Лазарева.

120 градусов спектакля / VII Всероссийский театральный фестиваль // «Страстной бульвар». - 08 июля 2011. № 8 (138). Павел Руднев.

Театр на Спасской ушел на каникулы // «Репортреръ». - 29 июня 2011. Марина Куклина.

Вятка, встань-ка // «СОЛЬ». - 14 июня 2011. Борис Павлович.

Пульс поэта // «Петербургский театральный журнал». - 08 июня 2011. № 2 (64). Ася Волошина.