|
|
|
|
|
Сезоны
|
Небанальная банальщинаОбычно, когда мы приходим в театр, на наших глазах разыгрывается какая-нибудь история. А уже потом, вернувшись домой, обсуждаем увиденное.
В этом плане премьерная работа коллектива Театра на Спасской стоит особняком. В «Алых парусах» актеры прямо со сцены рассказывают зрителю, почему эта история так их взволновала, находят параллели из своей жизни и сказочной девушки Ассоль. Когда в зале погас свет, на авансцену вышли четыре девушки в белых платьях и четверо юношей в белых костюмах. И стало совершенно непонятно, когда же наконец начнется история о корабле с алыми парусами и девушке, которая ждала своего капитана. Актеры по очереди рассказали свои истории, абсолютно не связанные, казалось, с самим спектаклем. Первые детские впечатления о море, ужас осознания смерти после истории с подлодкой «Курск». На какое-то мгновение даже показалось, что режиссер Павлович слишком увлекся театром в «стиле Гришковца». Переход к сюжету «Алых парусов» оказался неожиданным. Одна из актрис рассказала, что пыталась читать эту книгу в детстве. Но не смогла. Слишком эта история скучная, банальная. С седьмой страницы понятно, чем закончится дело! Дальше случилось невероятное: актеры стали пересказывать сюжет. Таким тоном учитель обычно начитывает малоинтересную лекцию. Наверное, все в зале в этот момент задались вопросом, а что же в этой сказке есть такого, что по ее мотивам пишут песни, снимают кино, ставят спектакли? Оказалось, что навеянная скука – всего лишь режиссерский ход. Убедив нас, что сказка проста и оторвана от реальности, актеры начали постепенно переубеждать нас в этом. Для этого зрители с актерами совершили еще один экскурс в детство. У каждого была мечта – заветная, неосуществимая. И было до боли обидно осознавать несовершенство мира и его несправедливость. Вот пообещали родители дочке собаку. Ребенок провел день праздника в предвкушении. Но в квартире было подозрительно тихо. Никто не лаял и не шумел в гостиной. Да и не могла шуметь тупая плюшевая собака! Девочка проплакалась, успокоилась, потом выросла. Но до сих пор не может понять, зачем было обещать? На сцене не происходило почти ничего, но действия было достаточно. Зрителям напомнили, каково это пропускать сюжет через свои переживания. И предложили совместную прогулку. В рамках «Алых парусов», но каждый по своей дороге. Сопереживая реальным историям актеров, зрители сами стали Ассолями и Греями. Хотя верить, что чудо непременно произойдет, пусть не сейчас, а через много лет, по сегодняшним представлениям – несусветная глупость. Принц на белом «лексусе» грезится каждой, но надо строить жизнь здесь и сейчас. Ну, пообещал в лесу тебе сомнительный гражданин небывальщину, что с того? Ровное течение спектакля было прервано шумом в зрительном зале. Неожиданное появление в проходе одиозной парочки – базарной бабы и подвыпившего мужичка – возмутило и взволновало всех, даже школьников, до того поглощенных своими разговорами. Хамоватые, невоспитанные, грубые, они появились из темноты и казались абсолютно настоящими, обычными людьми, по невообразимой ошибке забредшими на премьеру вместо дешевого кабака. Сотрудник театра пыталась их урезонить и вывести вон. Но они не унимались. Тут луч света мелькнул по их лицам и в хулиганах все узнали заслуженных артистов РФ Татьяну Махневу и Геннадия Иванова. На их долю выпала нелегкая задача показать Ассоль и Грея лет через тридцать после событий книги. За это время герои не только постарели, но и превратились в обычных, несказочных людей. И в моем доме, например, есть подобная парочка. Они сквернословят и злоупотребляют спиртным. Они раздражают своим видом и поведением. Они ругаются так, что слышно в другом конце города. Но, несмотря на годы и дурной характер, нежно любят друг друга. И когда понимаешь это, меняешь свое к ним отношение с негатива на позитив. Хотя дописанная часть про то, что случилось, когда перевернулась последняя страница книги, и «все зажили долго и счастливо», наверное, самая неоднозначная в этом спектакле. Хорошо все сложилось или плохо, можно спорить. Но престарелые Ассоль и Грей ушли со сцены обнявшись, а это вселяет некую надежду на реальность сказки о том, что девочка обязательно встретит своего принца и будет с ним счастлива всю жизнь. Хотя принцем можно сделать любого, просто поверив, что он – принц.
Елена Бучина Новый вариант - 26 мая 2011 Читайте также Не видно ли бури? // «Вятский наблюдатель». - 08 июля 2011. № 27. Мэри Лазарева. 120 градусов спектакля / VII Всероссийский театральный фестиваль // «Страстной бульвар». - 08 июля 2011. № 8 (138). Павел Руднев. Театр на Спасской ушел на каникулы // «Репортреръ». - 29 июня 2011. Марина Куклина. Вятка, встань-ка // «СОЛЬ». - 14 июня 2011. Борис Павлович. Пульс поэта // «Петербургский театральный журнал». - 08 июня 2011. № 2 (64). Ася Волошина. |
|||
|