Эквус
ТЕАТР НА СПАССКОЙ - Кировский государственный театр юного зрителя
 
 
Меню
 
Сезоны

 

Театр обязан пойти в народ

Такой полезной идеологии следует известное здесь Московское творческое объединение «Культпроект», которое активно поддерживает новации театрального дела в регионах. На Спасской «Культпроект» уже третий раз, курируя те его постановки, которые в формате документального театра нацелены на прямой диалог со зрителем.

И, как декларируют кураторы, — на разрушение условной «четвертой стены», которая разделяет зрителя (пришедшего праздно поглазеть) и актеров — неких служителей внутреннего культа. Необходимо побудить наше дегуманизированное общество к посильной рефлексии, а для этого все средства хороши, особенно театральные.

Под это благое дело профинансирован — в том числе и на местном уровне, а также минкультом РФ и посольством Финляндии — очередной проект театра на Спасской, фестиваль «Новый театр для детей». Не только для того, чтобы воспитать себе юного зрителя, способного воспринимать амбизиозные замыслы режиссера, а — оставить долговременный и плодоносный след на вятской земле.

Последнее, как пояснила художественный рукововодитель фестиваля Елена Ковальская, это вообще-то повсеместно практикуемый европейский тренд и не что иное как социальная ответственность театра перед обществом. Ему вменяется, под любой казенный грант, львиную долю своей творческой активности перенаправлять на различные социальные действия — реабилитацию инвалидов, девиантов, больных, пожилых — и разумеется, театральными средствами. У нас подобное также начинает внедряться, с госфинансированием независимых театров. Например, театр doc., получая господдержку, обязан был при этом курировать Можайскую колонию малолетних преступников, и они там тоже устроили интересный театр, на учив подопечных стори-теллингу (рассказыванию историй).

В Кирове «Новый театр», в этом русле, запланировал не только поработать с здешними актерами силами зарубежных гостей, но и провести мастер-классы с учителями, как сделать театр подспорьем в педагогике; встречу финской драмтургессы с юными читателями, круглые столы — одним словом, соблюсти заявленный «социальный» формат.


Юному зрителю больше не нужен театр взрослых?

Помимо всех этих важных дел, маленькие зрители смогли увидеть спектакли, совершенно не похожие на традиционный театр для детей, сочиненный для них серьезными дядями и тетями.

Открыл фестивальный показ премьерный спектакль Бориса Павловича «Сокровища лесных эльфов», переложение маленьких сказок молодой финской писательницы (благодаря чему в финансировании поучаствовало посольство этой страны).

Спектакль, чудесно оформленный Катериной Андреевой, воспринимался во многом через созданную ею предметную среду маленьких очаровательных штучек из жизни эльфов, которые как бы жили своей собственной сказочной жизнью: зеленая крокодилица-прищепка, тыква-луна, маленькие носочки на просушке. Сообразно тому вели себя и актеры, обернувшись милейшими лесными существами в пижамках, смешных костюмчиках с огромными карманами-сумками, а всех лучше были толстая госпожа туча (с огромной накладной попой и бюстом) и госпожа ветер (эта, наоборот, худая и в очках) — само собой, их играли юноши. А штанишки уже высохли! — все кричали им остальные эльфы. Живущие в обычной финской квартире.

Они умеют извлекать удивительные звуки и говорят странные речи, как если бы их придумали сами охочие до невероятных фантазий детишки, не особо задумывающиеся над смыслом: а тишина это кто? она тоже пьет из лужи? есть ли у нее бабушка? Собирались рвать листья с одуванчиков — они не обидятся; сделать из носка шапку…. Вот бы хорошо кировские малыши это заценили! Урок детской доброты, чистоты и изобретательности был дан отличный.

Но, кажется, не вполне как европейцы они приняли «сторителлинговую» и имевшую ТАМ бурный успех постановку — в виртуозном, никто не отрицает, исполнении мастеров своего дела датских артистов. Однако дико запутанная, одно на другое, история про датского героя Беовульфа и ихнего национального чудища тролля (которая тоже казалась придуманной ребенком) смотрелась тяжеловато и нудновато в узком пространстве сцены, где двое экспрессивных мужчин-актеров обливались трудовым потом. Все же русский зритель привычен к более связному сюжету, да и дети не больно-то веселились.

Совершенно зато на ура прошел увенчанный многими лаврами общероссийского и иного достоинства спектакль «Бесстрашный барин» в исполнении РАМТовской молодежи, режиссерская работа Марфы Горвиц. Стильная, в русском духе, дурковатая «страшилка на ночь» из сказки Афанасьева про веселое путешествие барина с мертвецами оказалась подлинным произведением театрального искусства, продемонстрировала высокий класс игры, режиссуры и сценическиго оформления в «черном кабинете».

Но вот бы и правда, размечтался наблюдатель, наши театры всегда, а не трендом на час, следовали фестивальным декларациям о реальной ответственности перед народом, который их кормит. Помнили о том, что они все-таки культура, которая призвана смягчать нравы и будить лучшие чувства. А не потакать (в одном нашем случае) низким обывательским вкусам толпы. И не слишком грузить трудноусвояемыми рациональными конструктами — в другом.

Мэри Лазарева

Вятский наблюдатель - 26 октября 2012




Читайте также

Я люблю… ходить на полупальцах и выдыхать буквы // «Вятский наблюдатель». - 14 декабря 2013. № 50 (755). Мэри Лазарева.

ZDвиг произошёл: повеяло крепким мужским духом // «Вятский наблюдатель». - 24 мая 2013. № 21 (778). Мэри Лазарева.

Zdвиг. И немного нервно. // «Бизнес Новости». - 19 мая 2013. № 20 (229). Елена Окатьева.

Про что танцует четвёртый ZDвиг? // «Вятский наблюдатель». - 17 мая 2013. № 20 (777). Мэри Лазарева.

Крутятся диски // «Бизнесс Клас». - 25 апреля 2013. № 4.